Про неограниченные возможности
6 организаций, которые помогают людям с особенностями жить, как все
Организации, которые поддерживает программа "Укрепление НКО" фонда CAF Россия.
"Лучшие друзья"
Фонд поддержки лиц с интеллектуальными нарушениями «Лучшие друзья» помогает людям с нарушениями развития и интеллекта познакомиться и подружиться со сверстниками без инвалидности, устроиться на достойную работу, начать самостоятельную жизнь. Совместными усилиями все участники программ фонда «Лучшие друзья» создают инклюзивное общество, основанное на дружбе.

Международная организация «Best Buddies», основанная в 1989 году в США Энтони Кеннеди Шрайвером, является крупнейшей в мире некоммерческой организацией, которая открывает новые возможности для людей с нарушениями развития и интеллекта. В России фонд "Лучшие друзья" существует с 2009 года.

Миссия фонда — формирование глобального волонтерского движения, создающего возможности индивидуальной дружбы, интегрированного трудоустройства и развития лидерских качеств для людей с нарушениями развития и интеллекта.

В Москве живёт более 38 тысяч человек с ментальной инвалидностью. В программах фонда "Лучшие друзья" принимает участие 205 человек с ментальной инвалидностью.
190 мероприятий
Провел фонд "Лучшие друзья" за 2017 год
1500
человек
Приняли участие в мероприятиях фонда
36 пар
друзей
Образовалось только за 2017 год
230 волонтеров
Прошли обучение и готовы участвовать в помощи фонду
история дружбы№1
Лиза и Стас
Лиза: «Мы познакомились со Стасом около двух месяцев назад. Поначалу он немного смущался, но потом раскрылся, и я многое узнала о нем.

Стас очень активный, любит спорт, театр и просто невероятно танцует. Когда я увидела его выступление на конкурсе талантов «Лучших друзей», я не поверила в то, что он никогда не занимался ни с кем танцами профессионально. Оказывается, он всему научился сам! Его искренняя любовь к танцу, к сцене, его пластичность и умение слушать музыку меня поразили…

А еще я узнала, что Стас очень многогранный: помимо танцев он увлекается актерским мастерством, играет в театре. Я надеюсь, что в скором времени мне удастся увидеть его выступление!

Я очень рада, что познакомилась со Стасом, потому что он каждый раз открывает мне что-то новое в мире, я вижу какие-то мелочи, которым можно радоваться и удивляться. Стас – замечательный парень, и я надеюсь, что нас ждет еще много общих впечатлений и открытий».

Наш фонд дает молодым людям с нарушениями развития и интеллекта главное: они чувствуют, что общество принимает их, что они важны. Дорого каждое впечатление, каждая эмоция ребят от участия в наших событиях. Ведь часто такие люди живут в полной изоляции, а, становясь участников наших программ, они получают и жизненный опыт, и общение. Не менее полезно и волонтерство в нашем фонде: ребята, которые вызываются поддерживать людей с ментальной инвалидностью, расширяют свой круг общения, учатся помогать и принимать всех людей такими, какие они есть»

Александра Шпотова, менеджер программ фонда «Лучшие друзья»
BASICS
Саша и Кирилл
Саша: «Когда я попала в клуб «Лучших друзей», я даже не задумывалась о дружбе. Мне хотелось сначала просто пообщаться и узнать больше о ребятах с особенностями развития. В моей голове все это звучало предельно просто: чего стоит подойти и поприветствовать другого человека? Но на первой встрече подкашивались ноги и внутри все сжималось. Со всеми разговор был очень скомканным из-за страха, а с парнем в ярко-желтой кофте он совсем не вышел. Именно поэтому на следующей встрече я решила реабилитироваться и заговорить с ним.

Что ж, второе мероприятие клуба было в музее иллюзий. Тогда на ВДНХ было очень скользко, я заметила, что мой будущий друг отстает от группы. И я предложила взяться за руки, чтобы было проще обоим идти. Так мы и познакомились.

Я узнала, что его зовут Кирилл, он учится в МГППУ. С каждым следующим шагом я узнавала все больше, границы в моей голове стирались. Мой друг будто убирал стену сомнений кирпичик за кирпичиком! Поговорить об артхаусе? Конечно. Обсудить планы Кирилла на свадьбу? Без проблем. Признаться в любви современному искусству? Да! Осталось невероятное количество тем для обсуждения, это здорово. Но еще лучше, что теперь мы не боимся задавать вопросы друг другу и получать на них ответы.

Последующие встречи и звонки быстро переросли из разряда «надо» в разряд «хочу». После каждого «Алло?» в телефонной трубке я слышу огромное количество планов и затей. От еженедельной тренировки по бочче и фестиваля диджеинга до подготовки к волонотерству на Кубке мира ФИФА и съемок на «Жди меня». Я в шутку называю Кирилла «деловой колбасой», ведь он везде успевает! В этом с него действительно можно брать пример
».

НП "ЕВА"
Our classes program provides a gateway into the world of dance connecting young people and communities to artistic practice and engaging them in a range of inspirational and high-quality participatory activities nationally and internationally.
ЖИЗНЬ «С ОТКРЫТЫМ ЛИЦОМ»: ПОЧЕМУ ОБЩЕСТВУ НУЖНО БОЛЬШЕ ЗНАТЬ О ВИЧ?

На древнееврейском языке имя Ева означает «дарующая жизнь» – не случайно оно так созвучно с этим названием... Е.В.А. – первая в России сетевая организация, созданная для улучшения качества жизни женщин с ВИЧ, вирусными гепатитами и другими социально значимыми заболеваниями. С 2002 года статистика отмечает увеличение доли женщин в числе ВИЧ-положительных граждан: в 2016 году они составляли 38,1% от новых случаев ВИЧ-инфекции, а всего в России их было выявлено более 400 тысяч. Именно для их помощи и защиты Е.В.А. объединяет активистов, специалистов и представителей НКО (всего 71 человек) из 27 регионов России. О работе организации рассказывает специалист по развитию Иветта Сергеева.

– Как устроена работа в вашей организации? Какие ваши основные цели?

– Мы женско-ориентированная сеть специалистов и активистов в сфере ВИЧ. Нам важно привлечь внимание к женскому опыту проживания ВИЧ-инфекции, сделать его видимым, обратить внимание общества на то, что ВИЧ+ женщины проживают болезнь иначе, чем мужчины, и что ВИЧ - дополнительный фактор их уязвимости, наряду с такими факторами, как социально-экономическое, гендерное неравенство. А цели – это улучшение доступа к медико-социальным услугам и правовой помощи для женщин, живущих с ВИЧ, уязвимых к ВИЧ (секс-работницы, женщины, употребляющие наркотики, подростки), для тех, у кого в ближайшем окружении есть люди с ВИЧ-инфекцией. А также для женщин с такими социально значимыми заболеваниями, как туберкулез и вирусный гепатит. Наши цели – снижение стигматизации и дискриминации женщин, затронутых эпидемией ВИЧ, развитие потенциала членов Партнерства.

Е.В.А. -- это профессиональная ассоциация, проект развития сети специалистов. Формат, не самый распространенный в России, но очень важный. Создавая в 2010 году нашу сеть, мы хотели объединить женщин-лидеров, помогающих своим ВИЧ-инфицированнным соотечественницам в регионах. Среди них специалисты в самых разных областях – социальные работники, психологи, руководители проектов и ВИЧ-положительные женщины, живущие, как мы говорим, «с открытым лицом» – то есть не скрывая правду о заболевании и рассказывая в соцсетях и СМИ о своем опыте жизни с ВИЧ в России.

– Почему рождение сети Е.В.А. пришлось именно на 2010-й год?

-- Это была вторая, после 90-х годов, волна активности и становления некоммерческого сектора в стране. ВИЧ-сервисные организации тогда уже существовали, но НКО со специфически гендерным аспектом заболевания не было. Общество не обращало никакого внимания на то, как именно женщина переживает болезнь и какая помощь ей нужна. Несколько женщин объединились и решили создать сеть, чтобы оказывать поддержку нуждающимся. Они знали друг друга в лицо и обладали достаточным опытом и знаниями, чтобы решать их проблемы в условиях огромной страны. Кстати, далеко не все они были заражены ВИЧ.

– Как строится работа организации?

– Члены сети есть в регионах с высокой степенью пораженности ВИЧ – например, на Урале, на Дальнем Востоке. А базируемся мы в Санкт-Петербурге. Общение в основном происходит через коммуникационную площадку – в данный момент это чат, где люди каждый день обмениваются информацией, передают друг другу своих клиентов: кто знает такого-то специалиста, кто сталкивался с таким-то случаем? Кроме этого, мы стараемся каждый год встречаться, формировать общую повестку, обсуждать важные вопросы. В этом году такая встреча состоится в конце марта.

– Вы сказали, что сообщество состоит из профессионалов. Есть ли в нем медики?

– Состав смешанный, но врачей как раз немного. В основном наши члены -- социальные работники и активисты, которых волнует тема ВИЧ, психологи, консультанты. Все они работают «в поле» и имеют доступ к 3600 ВИЧ-положительным женщинам. Это важно – обладая таким обширным потенциалом, мы можем проводить серьезные исследования, затрагивающие не только тех женщин, которые на виду и привержены терапии, но и тех, к которым врачи не могут «достучаться». Это употребляющие наркотики, бездомные, секс-работницы и женщины, освободившиеся из мест лишения свободы.

К примеру, недавно с помощью CAF мы провели исследование доступности молочных смесей для ВИЧ-положительных матерей. Активистки из шести регионов страны изучали ситуацию, как на местах распределяются молочные смеси для кормления младенцев, насколько устраивает матерей их качество и количество, в курсе ли они, что могут их получать, и насколько хорошо отработана процедура получения. Барьеры доступа к молочным смесям – актуальная проблема для многих ВИЧ-положительных матерей, и ее можно решить благодаря тому, что в регионах есть лидеры, исповедующие наши ценности. Кроме того, мы можем организовать рабочую встречу среди тех, кто захочет участвовать в дискуссиях. Например, наши специалисты постоянно поднимают вопросы, связанные с насилием ВИЧ-положительных женщин. Такие женщины во всем мире чаще подвергаются домашнему насилию, именно потому, что они ВИЧ-положительные. Срабатывает дополнительный фактор уязвимости – партнер постоянно манипулирует партнершей в стиле «кому ты нужна такая?». Многие женщины, кроме того, что они ущемлены в социальном и экономическом плане, имеют еще и низкую самооценку. Нам хотелось бы провести дополнительное исследование и по этой теме.

Члены нашей сети работают в регионах и там развивают различные проекты помощи женщинам. На деньги CAF мы собираем и распространяем эти проекты, чтобы ценный опыт не пропадал бесследно и не оставался в вакууме. Это большая работа, ведь нужно встретиться с людьми, описать их проекты и разместить в специальном разделе «Лучшие практики». Вот пример: в Тюмени ВИЧ-положительная женщина-консультант выезжает в роддом к только что родившим матерям с ВИЧ, вместе с педиатром, знакомым с проблемой. Мамы с ВИЧ-инфекцией получают консультацию от дружественного специалиста, у них уходит страх перед грозным врачом, который может обидеть несправедливым словом. Эта простая и эффективная практика уникальна, в других регионах такого пока нет.

Мы также готовим обучающие пособия, приглашаем экспертов, наших членов или дружественных экспертов, и в зависимости от потребности в темах разрабатываем брошюры, материалы. За последний год издали новые брошюры – например, «Социальные аспекты жизни детей и подростков, затронутых ВИЧ», «Усталость от приема терапии» - рекомендации специалисту, если его клиентка перестает пить таблетки. Случается, что многие пациенты бросают пожизненную терапию, потому что просто устают от ежедневного приема лекарств. Мы разработали «Дневник пациентки». Любая ВИЧ-положительная женщина может распечатать его и, руководствуясь им, принимать лекарства и сдавать анализы по плану. Подобные материалы распространяются среди специалистов по всей стране.
Иветта Сергеева
"ВИЧ - заболевание неизлечимое, но, к счастью, контролируемое. Терапия должна приниматься пожизненно и регулярно, и только в этом случае человек может, как все люди, жить до старости, работать, создавать семью с неинфицированным партнером. Он не передает вирус другому человеку и ни для кого не представляет опасности. Чтобы успешно контролировать заболевание, требуется всего лишь внимательный подход к терапии".
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
"Изумрудный город"
Центр адаптации и развития «Изумрудный город» — территория помощи подросткам и взрослым с ментальными особенностями и трудностями социальной адаптации.

Здесь предлагают много вариантов сотрудничества – от индивидуального сопровождения на дому до групповой терапии; от интересной досуговой занятости до поддерживаемого трудоустройства. Для каждого, кто к обращается в центр, составляют индивидуальный реабилитационный маршрут с учетом актуальных потребностей, пожеланий, возможностей и мечтаний.


"В названии «Изумрудный город» зашифрован наш главный принцип работы, «секрет успеха». Как и в одноименной сказке, в наш Изумрудный город идут за чудом, волшебной таблеткой, советом на все случаи жизни. А мы предлагаем начать двигаться вместе, брать ответственность, действовать, помогать другим, исходя из лучшего в себе, и тогда волшебство действительно происходит. Только авторы его – прежде всего, мы сами".
Надежда Степунина.

Радости и надежды "Изумрудного города
Центр адаптации и развития «Изумрудный город» — территория помощи подросткам и взрослым с ментальными особенностями и трудностями социальной адаптации. Как известно, герои одноименной сказки шли в волшебный город кто за чем – кому-то хотелось стать храбрым и сильным, кому-то – милосердным и добрым, кому-то сообразительным… «Наш Центр предлагает начать двигаться вместе, брать ответственность, действовать, помогать другим, исходя из лучшего в себе, и тогда волшебство действительно происходит. Только мы можем совершить его сами», – так считает руководитель «Изумрудного города», врач-психиатр и психотерапевт Надежда Степунина.
Текст - Людмила Полонская
Социальный тренер как старший товарищ
Сначала состав инициативной группы был такой: я, психиатр и психотерапевт, и мои пациенты с родителями. Позже у нас появились социальные тренеры – тоже пациенты, прошедшие свой путь реабилитации и преодоления связанных с болезнью трудностей. Папа одного мальчика как-то попросил: не могли бы вы привить моему сыну бытовые навыки? Он подрос и не хочет слушать родителей, а к обслуживанию себя в быту не очень приспособлен. Я предложила ребятам, которые были уже к тому времени реабилитированы и самостоятельно работали и учились, стать социальными тренерами для таких подростков, как этот мальчик. Ведь они уже имели опыт преодоления собственных проблем. С этой точки отсчета и началась наша организация.
Читать далее
Это позиция старшего, опытного, того, кто обучает. Такая работа способствует социальному восстановлению и повышению уверенности в себе. У социального тренера две функции: во-первых, научить тому, что он сам умеет, с позиции своего опыта, и во-вторых, поддерживать общение на уровне сверстников. Ведь тренеры немногим старше своих подопечных, а для подростков это важно: многие из них, находясь на индивидуальном обучении, попадают в изоляцию от социума и общаются только с родителями. И здесь тренер играет роль старшего товарища.

Когда мы начинали, у нас было 10 подопечных и 6 тренеров, а сейчас «затишье» - пять подопечных и четыре тренера. Хотя у одного подопечного иногда может быть и по два тренера. Мы стараемся, чтобы он получал опыт общения с разными людьми. Чем отличается социальный тренер, скажем, от тьютора? Тьютор облегчает включение подопечного в учебный процесс, и это его основная деятельность. А социальный тренер работает индивидуально, он не просто сопровождает, а обучает навыкам, и для него это волонтерская деятельность, помимо основной работы. Родители ставят перед ним конкретную задачу – сделать их ребенка более приспособленным к самостоятельной жизни. Например, научить передвигаться по городу, покупать продукты в магазине или готовить простые блюда. Такие занятия более эффективны, потому что контакт с близким по возрасту человеком не вызывает сопротивления, как это бывает при общении подростков с родителями.

«Маленькая типография» – ступень на пути к трудоустройству

У нас было несколько подопечных, которым требовалась работа. Мы их безуспешно пытались пристроить в социум: звонили работодателям, рассылали резюме, посещали ярмарки вакансий. Но все как-то не складывалось… И я поняла – нужно что-то кардинально менять и самим браться за дело.

В августе 2016 года наша инициативная группа собрала деньги и купила первоначальное оборудование для небольшого полиграфического центра: компьютер, цветной струйный принтер (потом он был заменен на лазерный), резак, брошюровщик и ламинатор. Хотелось воплотить идею занятости наших подопечных – свое производство, которое дало бы им возможность работать в команде, ощущать себя нужным, полезным, нарабатывать навыки трудовой дисциплины, умение взаимодействовать друг с другом. Так появилась «Маленькая типография».

В типографии наши подопечные занимаются печатью, сборкой, ламинированием. Мы производим блокноты и открытки с рисунками и фотографиями ребят, брошюры, визитки. С Нового года наладили производство настенных календарей, осваиваем художественную бумагу для блокнотов и открыток. Обычная бумага измельчается, смешивается с клеем и краской, высушивается – и получается бугристая поверхность с красивыми разводами. Эти уникальные изделия вошли в ассортимент «Маленькой типографии» благодаря особенностям наших ребят: из-за трудностей с мелкой моторикой им сложно выполнять некоторые операции – например, собрать блокнот, зачастую бывало много брака. А управляться с художественной бумагой оказалось легче.

Вся продукция издается небольшим тиражом, чаще всего до 50 экземпляров. Распространяем ее на благотворительных ярмарках.

С октября прошлого года «Маленькая типография», до того больше года располагавшаяся на квартире у ее руководителя, переехала в помещение, которое нам предоставили Центр лечебной педагогики и фонд «Жизненный путь». Расходы на типографию оплачиваются от средств с ярмарок, а оборудование закупается на пожертвования друзей и партнеров.

Сегодня в «Маленькой типографии» работают 18 ребят. За производство отвечают руководитель Никита Сусов и два тренера из числа наших бывших подопечных. Из 18 человек пятеро имеют опыт трудоустройства, а для остальных это первое рабочее место. Некоторые из них работают курьерами, отвозят наши заказы партнерам в дружественные организации. Из средств, вырученных на ярмарках за продукцию, каждый получает приятное поощрение, до тысячи рублей в месяц. Конечно, это очень маленькие деньги, зато можно купить подарок кому-то из близких или угощение. Но все же главное сейчас для них – не размер оплаты труда, а чувство, что ты занят, нужен, ты член коллектива.

Это первая ступенька на пути к нормальному трудоустройству. Все, конечно, зависит от индивидуальных особенностей наших работников. Кто-то пройдет этот промежуточный этап, социализируется и найдет работу. Типография научит их отвечать за свои поступки, исправлять ошибки. Но есть и те, для которых она так и останется единственным видом занятости, потому что конкурировать на открытом рынке труда у них вряд ли получится. Пока трудоустроились за пределами «Изумрудного города» три человека: двое работают курьерами, еще одна девушка получила сертификат по пилатесу и ведет свою группу.

Краса и гордость «Изумрудного города»

Три года назад Саша пришел ко мне на психотерапевтическую группу, а потом в наш тренерский проект. На группе игнорировал происходящее, если оно было ему не интересно. Ответы на чужие вопросы и даже комплименты были чаще всего односложными («спасибо», «не знаю» и т.п.). Тренеры, Никита и Витя, помогли ему овладеть навыками самостоятельного передвижения по Москве. И полтора года назад Саша стал одним из первых работников нашей «Маленькой типографии». Он быстро осваивал работу с техникой – это находилось в сфере его интересов. И постепенно стал незаменимым членом команды!

Он всегда реагирует на возникновение малейшей трудности, заминки в работе – включается, старается разобраться, помочь. Летом Саша в рамках нашего удивительного волонтерского проекта «Волонтерство для всех» (в сотрудничестве с фондом «Даунсайд Ап») работал на предпоказе мультфильма о Петре и Февронии. Два предложения, которые он написал потом в общей беседе, стали для меня символом нашей общей маленькой победы. «Мне все очень понравилось. Спасибо всем за компанию и поддержку».

Последние несколько месяцев Саша работает еще и курьером. При этом еще два-три года назад Саша ездил по Москве чуть ли не за ручку с мамой. А теперь самостоятельно совершает курьерские поездки в разные концы Москвы, и не просто доставляет передачи адресатам, а возит документы в различные организации. Он самый надежный помощник по дому – печет хлеб в хлебопечке, помогает резать салаты, чистит картошку, а теперь еще и полы моет, пока мама на работе. «Вижу, как ему нравится быть нужным кому-то, держать в руках заработанные своим трудом деньги, – говорит Сашина мама Антонина. – Все это поднимает чувство собственного достоинства. Когда его спрашивают: "Саша, ты куда едешь?", он с высоко поднятой головой отвечает: "На работу". Ваша команда открыла нам дорогу в будущее, помогла открыть скрытые таланты и дала надежду на достойную жизнь». Чтобы сделать следующий шаг к социализации, Саше нужна настоящая и взрослая работа «в миру».

Дело для волонтера всегда найдется

В нашей волонтерской группе 23 человека, но выезжаем небольшой дружной командой – по 3-5 человек вместе с тренером, ребята иногда берут с собой родителей. Занимаемся самыми разнообразными делами: ездим в Бирюлевский приют, чтобы поухаживать за «хвостиками» – собаками и кошками, выгуливаем собак, покупаем им угощение. Навещаем ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – например, гуляем с молодым человеком, у которого ДЦП. Недавно включились в программу нашего партнера Гринпис по озеленению Подмосковья: собрали желуди, весной высадим их в горшочки, а осенью посадим дубки в лесу. Участвуем в мероприятиях «Даунсайд Ап», убираем дорожки на территории Бутовского хосписа, пакуем подарки для подопечных фонда «Старость в радость»…

Перечислять можно еще долго, дела всегда находятся. Помогая людям, волонтер и сам обретает душевное равновесие и покой. Общественная деятельность помогает почувствовать себя необходимым и полезным для мира. Она прививает навыки, необходимые для будущей профессии, а иногда волонтерство перерастает в профессию. И еще это всегда веселая компания, общие разговоры, в конце концов, совместные чаепития с печеньем, что немаловажно! И теплые воспоминания, которые остаются с тобой надолго.

Программа «Укрепление НКО» фонда CAF очень многое нам дает: прежде всего это новые партнеры и полезные связи в третьем секторе. Руководитель РООИ «Ковчег» Юлия Саяпина помогала нам устанавливать контакт с другими организациями, мы участвуем в их программах как волонтеры. Все участники оказывают друг другу информационную помощь и чисто человеческую поддержку.

Конечно, мы собираемся расширяться, хотим на базе типографии создать свое издательство. Сейчас выпускаем методички для наших социальных тренеров, это уже наша оригинальная продукция. Мечтаем о проекте рукодельной мастерской, чтобы девочки делали украшения, шили одежду, а мальчики занимались столярными работами, о туристическом клубе… Мы находимся в стадии бурного роста и, как любой подросток, всматриваемся в «прекрасное далеко» с надеждой и множеством планов.

Лагерь. Митрофаново 2016
Лагерь "Митрофаново", лето 2016

Отдельные зарисовки из поездки д. Митрофаново 2016 год.

ЭЛИНА: было тревожное и долгожданное ожидание приезда остальных. И когда все приехали, я поняла, что это не страшно. Что всё под контролем. Нет сильного разрыва в интересах (в силу возраста, например). Все готовы общаться.

ПОЛИНА: я первый раз без родителей далеко от дома.

МАКСИМ: Классно доехал с ребятами и Надеждой Евгеньевной до лагеря, там свежий воздух и хорошие хозяева дачного участка.


"Камерата"
«Камерата» - нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению был создан в 1992 году как Ассоциация содействия творчеству незрячих.

В рамках деятельности этого объединения его участники проводили творческие литературные и музыкальные фестивали. Отсюда и пошло название объединения: еще в средневековье словом «камерата» называли общества любителей камерной музыки.

Однако, социально-экономические потрясения 90-х гг. послужили постепенному переходу объединения от творческой деятельности к совместному решению проблем участников ассоциации. 14 марта 1996 г. наша организация была зарегистрирована как Учреждение Нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» (учредитель — Общероссийская общественная организация инвалидов — Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов). С тех пор организация ведет активную деятельность по содействию социальной интеграции инвалидов по зрению.
Проект «Грани самостоятельности»
Проект по ориентации в пространстве «Грани самостоятельности»
Справка: Проект «Грани самостоятельности» реализуется в 2017-2018 гг. Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в рамках программы «Создавая возможности» фонда поддержки и развития филантропии «КАФ».

Проект «Грани самостоятельности» включает комплекс мероприятий, направленных на повышение самостоятельности инвалидов по зрению и охватывающих три тесно взаимосвязанных грани: психологическую готовность к повседневной самостоятельности, самостоятельное передвижение в пространстве, адекватное внешнее самопредставление в социальной среде.

Проект включает оказание квалифицированной психологической помощи, обучение ориентированию и мобильности под руководством инструктора, а также тренинги профессионального стилиста по формированию внешнего облика.

Проект «Грани самостоятельности» включает комплекс мероприятий, направленных на повышение самостоятельности инвалидов по зрению и охватывающих три тесно взаимосвязанных грани: психологическую готовность к повседневной самостоятельности, самостоятельное передвижение в пространстве, адекватное внешнее самопредставление в социальной среде.

Для того, чтобы незрячий смог стать самостоятельным, ему необходимо освоить информационные технологии и ориентацию в пространстве. Среди педагогов существует выражение: «Чем лучше незрячий ориентируется, тем меньше он слеп». В России всего два реабилитационных центра, куда человек с инвалидностью по зрению может обратиться и получить помощь. В Нижегородской области подобных центров нет, и мы решили исправить ситуацию. Среди сотрудников организации нашелся человек, который взял на себя обучение незрячих ориентироваться в пространстве. Благодаря фонду КАФ мы отправили нашего сотрудника (ее зовут Валентина) на учебу в Москву в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.


Ориентировка в пространстве – одна из главных проблем незрячих. Дело в том, что у многих из них нет помощников, кто мог бы провести по городу, помог выйти из дома. Люди подолгу проводят свое время в четырех стенах. Сидя дома, люди теряют коммуникативные способности. Именно поэтому проект «Грани самостоятельности» предусматривает еще и работу с психологом.
Валентина Царегородцева, инструктор по ориентированию и мобильности
Истории участников проекта:

К нам обратилась женщина 54 лет, после прохождения курса начала провожать внука в школу, почувствовала свою нужность в семье, появилось уверенность в себе.

Молодой человек, 27 лет. Живет совершенно один, ему некому было помочь. После прохождения курса начал самостоятельно передвигаться по городу, ходить в магазин, в больницу.

Еще одним из признаков успешного прохождения реабилитации является трудоустройство. И некоторые по окончании курса устраиваются на работу.

Задач, на самом деле, множество. Кому-то нужно отвести ребенка в школу, кому-то нужно добраться на работу. Ориентировка с тростью – это огромный объем работы и ученика и учителя. Когда незрячий выходит на улицу, он должен знать окружающее пространство, ориентиры, где нужно повернуть направо, как перейти дорогу, самостоятельно сесть в транспорт, найти упавшую вещь. В проекте участвуют люди, которые давно научились ориентироваться на улице. Они делятся собственным опытом с другими.
Центр лечебной педагогики
"Нормализация жизни особых детей через повышение качества социальных услуг в профильных некоммерческих организациях" Начался в сентябре 2017 года
Он в себя включает следующее:
- поддержка НКО в регионах (семинары, консультации, развитие взаимодействия с властью)
- мониторинг социальных учреждений
- обучение студентов и предстоящий тренинг для волонтеров этим летом
Города: Великий Новгород, Рязань, Тула, Красноярск, Нижний Новгород, Оренбург и др.
Александра Фадина, исполнительный директор РБОО "Центр лечебной педагогики":

"Мы убеждены, что какие-либо изменения возможны там, где интернаты открывают двери, и начинается контакт с социумом: приходят волонтеры, сами жители интернатов начинают выходить. Уже сейчас проводится достаточно много разовых акций, но некоторые НКО занимаются системной работой, которая гораздо важнее. Когда начинается системная работа, тогда начинается и системное изменение.

Таких регионов несколько: в Оренбурге центр «Прикосновение» занимается добровольческой деятельностью в Гайском интернате, в Туле негосударственное партнерство организовало группу, Ярославль проявляет интерес к волонтерству, в Твери ведется работа при поддержке фонда «Вместе детям». И в Москве при участии Центра лечебной педагогики волонтерские группы работают в трех Центрах содействия семейного воспитания на регулярной основе: раз или два в неделю в учреждения приходят специально подготовленные волонтеры.

А в Ростовской области, куда нас пригласил фонд «Я есть», экспертная группа осмотрела пять учреждений социальной сферы. Мы увидели, что ситуация и в детских домах, и в психоневрологических интернатах нуждается в изменениях. Озвучили свои рекомендации. Все три дня с нами работала заместитель министра Минтруда ростовской области. И на круглом столе по итогам визита она сказала: «Спасибо, что вы помогли нам посмотреть на эти учреждения под другим углом и помогли увидеть ценность ребенка и ценность взрослого». Процесс организован, он идет, но такие поездки лучше прочего напоминают руководителям региона, что эти люди - тоже люди, и у них есть права».
"Большая перемена"
Фонд много лет занимается социокультурной реабилитацией сирот. Мы ее не называем программой наставничества, но по своей сути является таковой. У наших ребят есть взрослые наставники, которых мы называем кураторами.

Благотворительный фонд «Большая перемена», которому в прошлом году исполнилось 15 лет, задался целью помогать сиротам. Изначально Фонд помогал ребятам находить репетиторов, чтобы убрать пробелы в образовании, помочь подготовиться к поступлению в учебные заведения страны. На пути интеграции детдомовца в общество стоит множество препятствий, и слабое образование одно из них. К сожалению, многие ребята отстают в обучении, что мешает им получить ту профессию, к которой они стремятся. У Фонда есть собственный образовательный центр, где постепенно сформировался костяк педагогов, которые осуществляют поддержку сирот средствами образования. Мы – учреждение дополнительного образования с соответствующей лицензией. Наличие лицензии предъявляет нам строгие требования со стороны государства. Ребята сами обращаются к нам за помощью.

Мы помогаем учащимся и выпускникам детдомов, и тем, кто проживает в замещающих семьях. Как происходит обращение? С помощью программы «Первый звонок» ребята обращаются сами, либо их опекуны, приемные родители, директора детских домов. Далее происходит этап знакомства с будущим учеником, после педагогический консилиум решает, есть ли у нас возможность принять его запрос. Запросы самые разные: кто-то хочет подготовиться к сдаче ЕГЭ, кто-то хочет к поступлению в колледж подготовиться. Ребята из коррекционных школ стремятся приблизиться к уровню основного образования. Иногда бывают запросы из психоневрологических интернатов (обращаются сами либо их опекуны в виде сотрудников администрации учреждения): научиться считать, писать, реализовывать свои планы. Самому младшему ученику 13 лет, самому старшему за 40.

Сколько детей, сколько взрослых?

Мы называем наших ребят студентами, а не детьми. В год обучение в «Большой перемене», в среднем, проходят 70-80 человек в год. Срок обучения тоже различается в зависимости от каждого студента, его запросов, программы. Человек может решить свои задачи в течение 3-4 месяцев и завершить обучение. А есть ребята, которые обучаются с момента основания «Большой перемены». На данный момент у нас работает (кураторы и педагоги-предметники) порядка 30 человек.

У каждого ученика есть куратор, официальный наставник. Сейчас ребята готовятся к сдаче ОГЭ, с ними работают педагоги-предметники. Задача куратора состоит в направлении студента, формировании задач и стратегии. Основная трудность у ребят отсутствие навыков самоанализа. Вообще институт наставников сформировался на производстве. Опытный сотрудник передавал свои навыки менее опытному по принципу «делай как я». В нашем случае подход «делай как я» неприменим. Наша задача: помочь человек увидеть то, что он делает, определить варианты развития и выбрать самый лучший. Педагоги-предметники помогают ребятам идти к культурным образцам в математике, грамотности. У студентов до недавнего времени не было значимых взрослых, с кем могли бы сложиться доверительные отношения. И навязать регламентом таких взрослых невозможно. Мы можем подобрать ключик к его душе. Таким взрослым может быть педагог-предметник, а не только куратор. При этом у студента есть возможность поменять куратора.

Истории учеников

Несколько лет назад в Фонд обратилась приемная мама. На тот момент она воспитывала мальчика 12 лет, который пришел в семью из коррекционной школы. В школе, кстати, он был отличником. Но мы понимаем, что пятерки в коррекционной школе отличаются от пятерок в общеобразовательной. Мальчик является инвалидом по зрению. В итоге он достаточно быстро вписался в группу, за два года прошел обучение и перешел в общеобразовательную школу, где стал получать свои первые твердые тройки, четверки. Мальчик приходит к нам на праздники. Мы горды тем, что нашей команде педагогов удалось выявить пробелы и трудности по предметам и успешно помочь ребенку в социализации.

К нам приходят люди с искалеченными судьбами, травматическим опытом. Многие помнят, как их забирали из семьи. У некоторых живы кровные родители. После изъятия из семьи некоторые ребята находились в больницах, соответственно учебный процесс прерывался. У других нет систематического опыта обучения. Все это сказывается на уровне образования. Имеют место и пробелы по отдельным предметам. Учеба – систематический труд, предполагающий волевые усилия. У ребят постепенно атрофируется это в отсутствии постоянного обучения, и они привыкают к тому, что за них кто-то думает, решает. В детских домах подобное явление распространено.

Занималась у нас одна девочка из приемной семьи лет 12. У нее были двойки по математике. До прихода в семью она сменяла один за другим детдома. И в то время сироты учились не в общеобразовательных школах, а в самих интернатах. Так вот девочку за каждую двойку по математике заставляли мыть полы. Соответственно накопился негатив к предмету.

К нам обратился директор одного из детдомов и попросил помочь ученикам. Группа ребят из интерната стала посещать наши занятия. Он хотел заставить учиться. Небольшое отступление: мы создаем человеку свободу выбора, и спрашиваем учеников: какой предмет или предметы вы хотели бы выбрать? То есть максимально найти подход к студентам. Ребята приходили на занятия, а учиться ни в какую не хотели. Из 10 человек только двое хотели заниматься. И в какой-то момент один молодой человек (из этой группы) отказался. Полгода он не посещал занятия в «Большой перемене», а потом вернулся попросить подтянуть с ним химию и биологию. Когда мы его спросили: а почему ты не ходил эти полгода? Мальчик ответил, что пытался доказать воспитателям в детдоме право на собственное мнение. В итоге он выбрал те предметы, которые хотел подтянуть. В конечном счете парень поступил в МГУ на факультет журналистики и успешно учится на втором курсе. Самое главное, что мы помогли восстановить право молодого человека на самоопределение.



Над проектом работали
Людмила Полонская, Полина Сурнина, Александра Вакар, Евгения Корытина, Ольга Павлова, Дмитрий Хазиев
Made on
Tilda