СПЕЦПРОЕКТ ЖУРНАЛА «ФИЛАНТРОП»






помощь на каникулах

Как благотворительные организации проводили лето
Летние каникулы - горячее время в работе благотворительных организаций. Лето для многих подопечных фондов - это уникальное время, когда можно пройти необходимую реабилитацию, научиться чему-то новому, попасть в приключение, пожить с палатками на берегу озера или моря.
20 НКО рассказали "Филантропу" о летних каникулах тех, кому они помогают, а также о шашлыках, муми-троллях и театральных постановках.
ФОНД "ОБНАЖЕННЫЕ СЕРДЦА"
"Мир может многому научить ребенка"
Фонд "Обнаженные сердца" с 2012 года поддерживает проекты интегративных лагерей разных НКО и проводит программу "Лето со смыслом".
Интегративные лагеря и программа "Лето со смыслом" фонда «Обнаженные сердца»

Фонд «Обнаженные сердца» ежегодно поддерживает проекты на проведение летних и осенних интегративных лагерей, которые играют важную роль в физическом, психическом и интеллектуальном развитии.
Интегративная среда, природа, удаленность от городской суеты – все способствует реабилитации, нормализации жизни семей. Для многих семей, имеющих детей с нарушениями развития, интегративный лагерь — это единственная возможность выехать на отдых из города.
В 2012 году Фонд поддержал проекты 12-ти лагерей, что позволило более 500 детям получить полноценный летний отдых. В 2013 году было профинансировано 9 таких лагерей, а в 2014 году — 15 лагерей, что даст возможность отдохнуть 1140 детям, из них с нарушениями развития — 853 человека.
Проекты интегративных лагерей поддерживаются Фондом на конкурсной основе.
В 2015 году в фонде изменили формат ежегодного конкурса летних интегративных лагерей. По результатам конкурса, победившие организации приняли участие в уникальной учебной программе, разработанной фондом совместно с ведущими экспертами Университета Нью-Мексико. Ее задача — развитие инклюзивных услуг, способствующих независимости для людей с расстройствами аутистического спектра. Победители конкурса получили уникальную возможность познакомиться с опытом работы лагеря Rising Sun для детей и молодых людей с аутизмом в штате Нью-Мексико и применить полученные знания в российских лагерях. С 2015 года прошло уже три лагеря в рамках проекта "Лето со смыслом" - в Челябинске, Нижнем Новгороде и Туле.




"Пользуйтесь всеми возможностями. Не оставайтесь дома, хоть это и легче всего. Мир большой и может быть пугающим. Ваш ребенок может научить мир быть добрее, а мир может многому научить ребенка. Пусть ваши дети выходят из дома и развиваются. Помните, что вы для них - главный защитник и сторонник".

Кейтлин Тейлор, преподаватель Центра нарушений развития (CDD) университета Нью-Мексико эрготерапевт, эксперт в области интеграционных лагерей в интервью "Филантропу"
«Каждому человеку важно быть самостоятельным»: Кейтлин Тейлор

- Как устроены летние лагеря в США, какие у них особенности?
Кейтлин: В США много видов лагерей: для детей и для подростков, спортивные и научные, частные и созданные НКО. Дети приезжают туда на неделю, две или все лето.

- Все ли лагеря являются инклюзивными и принимают детей и подростков с аутизмом?
Кейтлин: Нет. Лагеря для детей с аутизмом найти труднее. Однако, они есть. Дети с легкой формой аутизма, например, могут поехать в лагеря для скаутов. Наш лагерь "Восходящее солнце" (Rising Sun) в штате Нью-Мексико – первый и единственный в стране лагерь, куда приезжают люди с аутизмом в тяжелой форме.

- В каком возрасте лучше посещать лагерь и почему?
Кейтлин: В наш лагерь ребята приезжают с восьми лет. Дети в этом возрасте уже могут быть в лагере без родителей и получать навыки самостоятельной жизни, что, безусловно, очень важно.

- Даже дети с тяжелой формой аутизма способны научиться самостоятельности?
Кейтлин: Каждому человеку важно быть самостоятельным. Лагерь - один из способов научиться этому, находится среди сверстников и иметь возможность общаться и строить отношения.

То есть дети в таких лагерях живут самостоятельно, без родителей?
Кейтлин: Хотя в США есть и семейные лагеря, в большинство лагерей дети приезжают без родителей.

- Насколько сложно для ребенка адаптироваться к летнему лагерю и как ему в этом помочь?
Кейтлин: Ребенку бывает сложно приспособиться к новому расписанию, новым людям, еде, спальному месту. Люди с аутизмом предпочитают привычные рутины, любят однообразие. При этом они способны к адаптации. Если правильно применять стратегии помощи с доказанной эффективностью, использовать визуальные способы поддержки, необходимые рутины и позитивное подкрепление, то дети способны адаптироваться. Например, 12-летняя девочка с тяжелым аутизмом всего после двух объяснений смогла усвоила все новые рутины и правила лагеря.

- Почему так важно детям с аутизмом и другими нарушениями посещать подобные лагеря?
Кейтлин: Детям с аутизмом нужны такие же возможности, как и любым детям. Им нужно общаться и учиться у других, как это делают типично развивающиеся сверстники. Они узнают многое о себе, становятся самостоятельнее и больше уважают себя.

- А каково главное различие с другими летними лагерями?
Кейтлин: Мы должны мыслить как люди с аутизмом и понимать, каким образом им проще учиться новому. Мы должны обучать детей, используя стратегиям с доказанной эффективностью и знать, как они применяются. Ключевые методы, которые мы используем в лагерях, – это подкрепление, визуальная поддержка, Специальная организация среды, мы также разрабатываем собственные программы.

- Не могли бы вы привести пример такого рода лагерей и рассказать какие-нибудь истории о детях, которые уже посетили лагерь, и как это на них повлияло?
Кейтлин: Мне вспомнилась такая история: девятилетний мальчик приехал в лагерь в первый раз. Сначала ему было трудно перестроиться. Потом он понял, что такое визуальное расписание и что означают картинки, которые показывают ему специалисты. После смены он забрал домой это расписание, сохранил до следующего года, и привез обратно. Он был так счастлив вернуться в лагерь. Расписание помогло ему. В итоге получается, что мы говорили на его языке. Часто у люди не могут разглядеть ребенка сквозь аутизм, увидеть, какой он на самом деле. А в лагере мы раскрываем его.

- Вы были в других летних лагерях в России? На что нужно обратить внимание специалистам, которые работают с людьми с аутизмом?
Кейтлин: В 2015 году я вместе с экспертами Фонда «Обнаженные сердца» клиническим психологом Татьяной Морозовой и детским неврологом Святославом Довбней посетила лагерь в Челябинске. Организаторы с точностью скопировали формат нашего лагеря и его организацию: у них были такие же бутылки для воды, как у нас, такие же рюкзаки. Они сделали все так же, как в Rising Sun. Меня поразило, насколько сильно они старались для своих подопечных.
На следующий год мы поехали в Нижний Новгород, где фонд ведет активную работу с семьями детей с аутизмом. Там специалисты переняли наши идеи и внедрили их в работу лагеря, который уже существовал раньше. Этот лагерь мне тоже очень понравился.
В этом году мы встретились здесь, в Туле, где также проходит смена в рамках проекта "Обнаженных сердец" "Лето со смыслом".
Мы смотрим, как здесь можно применить то, чему специалисты научились в Нью-Мексико во время стажировки, и внедрить то, что сработало бы в вашей культурной среде, смотрим, как помогать людям с аутизмом по всему миру. Мы надеемся изменить мир, меняя жизнь каждого отдельного ребенка.

- Как вы оцениваете результаты проекты "Лето со смыслом" Фонда «Обнаженные сердца»?
Кейтлин: Я 30 лет обучаю специалистов стратегиям помощи с доказанной эффективностью. Я работала в школах, в сообществах, на социальных проектах и в лагерях. Быстрее всего новые знания освоили именно специалисты, участвующие в проекте «Лето со смыслом», который реализует Фонд "Обнаженные сердца". Для того, чтобы получить новые знания и понять основные принципы организации лагеря, специалистов отправляют на стажировку в лагерь Rising Sun, в котором они учатся в течение недели в очень интенсивной обстановке. С ними работают требовательные педагоги. Сразу после теоретического курса российские специалисты переходят к практике, работают с ребятами с аутизмом в нашем лагере. Мы сразу же даем им обратную связь, помогаем и отвечаем на все вопросы, вместе работаем над ошибками. После этого они применяют новые знания уже в России. Их взгляды на работу с детьми с аутизмом меняются. Когда эти специалисты уже учат коллег, волонтеров и родителей в организациях, в которых они работают, мы точно знаем, что все уроки, полученные на стажировке, были ими усвоены.

- Как, на ваш взгляд, опыт работы в летнем лагере помогает специалистам в будущем?
Кейтлин: Я пошла учиться в университет, чтобы стать эрготерапевтом. Сначала я работала в школах, а потом поехала в лагерь. Там я работала с ребятами с нарушениями развития и научилась большему, чем за все годы в университете. Интенсивное обучение помогает педагогам, специалистам в области поведения, родителям, логопедам, психологам, специальным педагогам. Ты учишься понимать, каково быть родителем особого ребенка, как думает человек с аутизмом. Тогда ты становишься самым лучшим педагогом для людей с аутизмом.

Фонд "мой мио"
«Для нас главное - подарить ребенку детство»
Благотворительный фонд помощи детям с миодистрофией Дюшенна и другими тяжелыми нервно-мышечными заболеваниями четыре раза в год проводит психолого-реабилитационные лагеря «Мой Мио». Для жителей регионов часто это первая возможность встретиться с высококвалифицированными врачами (неврологами, реабилитологами и пр.), получить консультации, научиться грамотному уходу за больными детьми.
Фото: Алина Алфимова
Четыре лагеря в год – много и тяжело для такого маленького фонда. Но время – невосполнимый ресурс для мальчишек (болеют только мальчики) с миодистрофией Дюшенна.
Понедельник, день, москвичи работают. У станции метро Спортивная с чемоданами стоят взрослые и дети– отсюда несколько раз в год отправляется в лагерь автобус с подопечными семьями фонда «МойМио». Летний лагерь в этом году проходит с 17 по 24 июля. Каждый сезон сотрудники фонда отмеряют в первую очередь по лагерям: осенью и весной психолого-реабилитационные, а летом и зимой – интеграционные.

Четыре лагеря в год – много и тяжело для такого маленького фонда. Но время – невосполнимый ресурс для мальчишек (болеют только мальчики) с миодистрофией Дюшенна. Это редкое генетическое заболевание, которое разрушает мышцы ребят. Средний срок жизни пациентов с МДД в России – 20 лет. Поэтому для единственного фонда в стране, который помогает этим редким детям, очень важно успеть отвезти в лагерь как можно больше ребят.

Загружаемся в автобус. Одна семья опаздывает – на полтора часа задержали самолет из Анапы. В летний интеграционный лагерь приехали 15 семей из разных регионов страны, от Удмуртии до Курска. Пока южане мчат на такси к автобусу, мы с волонтерами и родителями пытаемся разместить в багаже инвалидные коляски взрослых ребят (в возрасте 12-13 лет мальчики садятся в инвалидное кресло, болезнь начинается с того, что перестают работать ноги). И распределяем коробки для многочисленых воркшопов, детские коляски: семьи приехали в полном составе, помимо ребят с миодистрофией, родители взяли с собой сиблингов, здоровых родных братьев и сестер детей с МДД.

Фонд «МойМио» начался именно с лагеря. «Когда ты видишь проблему изнутри, – рассказывает Елена Шеперд, соучредитель фонда и мама ребенка с МДД, – то понимаешь, чего не хватает, где недоработки, какие проблемы существуют. В 2013 году мы познакомились с Олей Свешниковой. Тогда мы еще не были фондом, а только инициативной группой родителей детей с миодистрофией Дюшенна. Подумали и решили: нужно сделать какое-то событие, куда мы сможем пригласить семьи, которых знали и которые есть в Москве. В России до сих пор нет регистра детей с МДД».

В начале 2014 года Елена и Ольга провели Новогоднюю елку. На елке увидели родителей, которые сначала держались неуверенно, а через час взахлеб делились друг с другом радостями и проблемами. Так родилась идея с первым психолого-реабилитационным лагерем.

«Это были семьи, лишенные общения, живущие в информационном вакууме. Что происходит с родителями, которые узнают о диагнозе ребенка, часто очень поздно? Кто-то шерстит и пропахивает интернет, собирает по кусочку информацию, составляя картину. Кто-то этим не занимается, на веру принимая слова врачей. Помню, в 2010 году заведующий отделения одного известного медучреждения сказал мне: «Это заболевание не лечится. Чем мы можем помочь? Ничем. Мы лучше положим в больницу другого пациента, которому возможно помочь». Я тогда только узнала о диагнозе своего сына, целыми днями ревела», – говорит Елена Шеперд.

Реабилитационный лагерь – это лекции редких специалистов-врачей в области миодистрофии Дюшенна для родителей и консультации психолога, тренинги с детьми. В этот лагерь попадают новые семьи фонда, которые еще мало знают о болезни, плохо представляют, что делать, часто замыкаются в одиночестве и в своей беде. Самое главное в психолого-реабилитационном лагере – медицинская часть и общение семей между собой. Сейчас мы едем с семьями, которые уже были однажды в реабилитационном лагере, но куда нельзя попасть дважды. После психолого-реабилитационного лагеря родители продолжают общаться в закрытом чате для родителей и обсуждают, как было бы здорово увидеться снова. Поэтому год назад Ольга и Елена придумали летний интеграционный лагерь.

«Это нормально, если дети ездят в лагеря, скаутские лагеря,санатории. В Америке вообще есть Summercamp для мальчишек с миодистрофией Дюшенна. Но у них другой, очень крутой формат. Ребята приезжают туда без родителей, у каждого из них есть своя кровать с полным комплектом жизненно необходимого оборудования – аппарат искусственной вентиляции легких, откашливатель. И пацаны неделю сами себе предоставлены, чувствуют себя независимо. Мы с нашей ментальностью нескоро к этому придем», – говорит Елена Шеперд.

Вечер. Автобус подъезжает в живописное место под Тарусой. Преодолев тысячи километров до Москвы – кто самолетом, кто поездом, взрослые и дети выходят из автобуса. Кто-то подъедет чуть позже на машине, кого-то прямо в лагерь привезут волонтеры. Семьи идут размещаться в комфортные номера парка-отеля, после чего их ждут вкусный ужин и первая встреча. Уставшие, они начинают расслабляться, первые улыбки после долгой дороги. Они уже знают, что всю неделю для них будут проводитьспортивные и интеллектуальные соревнования, мастер-классы, устраивать вечера с песнями у костра. И синоптики наконец-то обещают хорошую погоду, по-настоящему летнюю.

«Год назад Саша сел в инвалидное кресло, и все поменялось. До этого он играл на гитаре, на фортепиано, а теперь все забросил, никуда не выходит. Не хочет, чтобы его кто-то видел таким. Но нам позвонила Ольга Свешникова, предложила поехать в лагерь, и мы поехали. В лагере Саше исполнится 14 лет», - рассказывает Екатерина Левченко из Керчи. Сашу ждет крутой подарок – именинникам лагеря дарят то, о чем они мечтают. «Сейчас для нас главное устроить детям детство. Все-таки психолого-реабилитационный лагерь – это дисциплина, жесткое расписание, а летний лагерь – это просто детство», – говорит Елена Шеперд.
Left
Right
"дом с маяком"
«Это про жизнь»
Летняя программа детского хосписа «Дом с маяком» - конференции для семей, цель которых – это консультации узких специалистов, обучающие лекции для родителей, социальная передышка для семей и, конечно же, развивающие занятия для детей.
Летние конференции "Дома с маяком"
Во время летних программ детского хосписа "Дом с маяком" дети имеют возможность отдохнуть, развлечься, пообщаться друг с другом. С ними занимаются игровые терапевты, психологи. Дети заняты разнообразными развивающими играми, лепкой, рисованием. К ним приезжают клоуны, актеры, которые вместе с детьми проводят увлекательные спектакли. Это игры на свежем воздухе, плавание в бассейне, посиделки у костра в вечернее время. Одновременно детей и родителей консультируют специалисты (врачи по респираторной поддержке, физический терапевт, ортопед, невролог). Также родители могут получить помощь психолога, немного отдохнуть от постоянного «сидения» рядом со своим ребенком, так как им помогают волонтеры. Конференции могут иметь разную направленность в зависимости от возраста, диагноза, социальных потребностей подопечных детей. Как правило, на конференцию приглашаются 20-25 семей.

Детей обязательно сопровождают родители, братья или сестры и волонтеры. На некоторые конференции выезжают медицинские работники-психологи, игровые терапевты, медицинские сестры (братья), врачи. В целом, количество участников конференции может составлять до 100 человек.

http://www.childrenshospice.ru/help/
ЦЕНТР "АНТОН ТУТ РЯДОМ"
Черника, кино и "Золотая маска"
"Антон тут рядом" - первый в России центр социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом
Летние лагеря центра "Антон тут рядом"
Летних лагерей у Центра "Антон тут рядом" два - взрослый и подростковый. Подростковый лагерь в этом году прошел во второй раз. В нем принимали участие 12 ребят с аутизмом и 6 их сверстников без особенностей - в основном, братья и сестры ребят из Центра. Принцип, который лежит в основе организации лагеря, - принцип инклюзивности. Ребята получают положительный опыт общения с ровесниками, а заодно отдыхают на свежем воздухе.
Лагерь для подростков проходил на турбазе в Лосево в течение пяти дней. Вместе с ребятами там находились 8 сотрудников Центра, медсестра, преподаватель анимации и 12 волонтеров-сопровождающих.
Расписание занятий составили так, чтобы активности постоянно сменяли друг друга - музыка, анимация, стрельба из лука, веревочный городок, футбол, самокаты. Лагерь создан по американской модели, которую сотрудники проекта "Антон тут рядом" смогли изучить, побывав в США на стажировке - такую возможность коллегам предоставил фонд "Обнаженные сердца".
Взрослый палаточный лагерь прошел уже в третий раз и базировался под Лугой. В нем приняло участие 16 студентов Центра и 17 сотрудников. Было три смены: две из них - каникулярные, "отдыхательные", а третья - театральная. На первых двух сменах подопечные "Антон тут рядом" гуляли, плавали на лодках, собирали чернику и снимали фильм. Такая форма летнего отдыха – очень важная часть системы поддержки людей с аутизмом. Она дает возможность попробовать новый уровень самостоятельности, больше общаться, раскрыть свои внутренние ресурсы. А на театральной смене ребята вместе с режиссером Небольшого драматического театра Верой Поповой, а также профессиональным драматургом и художником делали этюды и набирали материал для будущего спектакля. Спектакль "Язык птиц", в котором студенты Центра играют вместе с актерами Большого драматического театра, уже вошел в репертуар БДТ и был номинирован на Российскую Национальную театральную премию "Золотая маска".

На оба летних лагеря деньги собираются с помощью фандрайзинговых платформ, в частности на Благо.Ру:
https://blago.ru/actions/521/

«Здесь все со своими странностями, но довольно дружелюбные».
Даниил, участник лагеря для подростков.
Южная дача

"Тёплый дом" - петербургский фонд помощи малоимущим семьям и семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, каждый год приглашает на дачу.

С 2004 по 2015 год фонд регулярно устраивал в Ленобласти палаточный лагерь для семей, но в последние пару лет реализовать проект мешала плохая погода. Зато "Южная дача" "Теплого дома" этим летом приняла гостей уже в седьмой раз. Находится она в Ростовской области, под Таганрогом, на хуторе Максимов и представляет собой дом, специально оборудованный для совместного проживания нескольких семей.
Впервые подопечные фонда побывали на "Южной даче" в 2009 году. За две последние смены там отдохнули 14 семей (18 взрослых и 31 ребенок), которые постоянно приходит на занятия в фонд. С ними в поездку отправились четыре сотрудника фонда и три волонтера.
Подготовка к поездке на "Дачу" начинается еще осенью. В первую очередь приглашают семьи, которым негде больше отдохнуть, и семьи, которым требуется серьезная помощь в налаживании взаимоотношений. Возможность поехать на "Дачу" для многих становится стимулом для постоянной работы над собой и регулярного взаимодействия со специалистами фонда.
Поездка на "Южную дачу" - это возможность получить новый опыт общения, новые приятные совместные переживания и скорректировать взаимоотношения.
Сотрудники "Теплого фонда" стараются формировать смены по возрасту участников - бывают смены подростковые и смены, где больше малышей. Многие сотрудники берут с собой собственных детей.

Утро начинается с совместного завтрака, зарядки и игр. Каждый новый день новая семья берет на себя ответственность за какую-нибудь работу - например, за приготовление еды. Днем проходят занятия - развитие сенсорики у малышей, арт-терапия - все это с участием и детей, и взрослых. Проводятся и психологические тренинги. За обедом следует тихий час и поездка на Азовское море ("Дачу" от него отделяют всего 4 км). После ужина проходит "родительский час" - сотрудники обсуждают со взрослыми подопечными события дня, оказывают им психологическую поддержку и подводят итоги заданий, которые должны были выполнить родители - например, хвалить детей за хорошие поступки. Бывают на "Южной даче" и тематические дни - например, день тайного друга, когда все делают друг другу сюрпризы.

Средства на организацию поездки на "Южную дачу" фонд привлекает отдельно. Проводится работа с компаниями и частными жертвователями.

"Здесь, на Южной даче, я каждый день восхищалась тем, с какой с любовью и вниманием все устроено, какой коллектив подобран, какая атмосфера. Я как будто бы вернулась в беззаботное детство, так мне было хорошо здесь. Ну а для детей здесь, конечно, просто рай. Эти две недели, проведенные здесь, были подарком для нас".
Даша, мама двоих детей - Киры и Глеба.
ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Летняя сказка на Валдае
С 1997 года Центр лечебной педагогики проводит летний интегративный лагерь на Валдае. В него вместе с родителями, братьями и сестрами приезжают особые дети, занимающиеся в Центре. Каждого ребенка в течение дня сопровождает волонтер. Программа очень насыщенная: занятия, спектакли, спортивные состязания, ярмарки, прогулки на озеро и ежевечерний костер. После восьми детских смен, как и в прошлом году, состоялась "взрослая" - молодые люди с нарушениями развития будут учиться жить самостоятельно с помощью волонтеров и педагогов. Традиционно в лагере за лето бывает около 700 человек.

Фонд "дети наши"
Как важно уметь говорить "нет"
В 2016 году фонд «Дети наши» начал проводить каникулярные программы «Каникулы со смыслом». Также фонд проводит собственную Школу вожатых, где вожатые проходят обучение у специалистов в области психологии, конфликтологии и медицины (изучаются особенности психологии детей-сирот, основы конфликтологии, первая доврачебная помощь, техника безопасности и основы вожатского мастерства).
Многие воспитанники и выпускники детских домов испытывают сложности при адаптации в учебных заведениях, семье, при устройстве на работу. Поэтому с 2016 году фонд «Дети наши» начал проводить каникулярные программы «Каникулы со смыслом».

«На «коротких» каникулах – весенних и осенних – фонд делает упор на профориентацию, с посещением колледжей и вузов, куда дети планируют поступать, - рассказывает Надежда Салынская, координатор проектов фонда, - а «длинные» зимние и летние каникулы – это тематические программы, работающие на развитие и расширение кругозора. Наша цель – адаптировать детей к новым, более «семейным» условиям, дать понимание зоны своей ответственности». С детьми проводят тематические игры, интерактивы, тренинги – на проработку конфликтов, работу в команде, осознание собственных границ, навыки планирования будущего, понимание себя, бытовую безопасность… Есть и мастер-классы, где дети учатся делать что-либо своими руками: кулинария, шитьё, лепка, уход за собой. Есть основная тема программы – например, «Навыки успешного человека», «Лаборатория самостоятельной жизни», «Связь поколений».

А вот результаты работы каникулярных программ фонда. «Лена вдруг узнала, что колледж или вуз можно выбирать, а не поступать, куда скажут. Саша смог сказать «нет», когда его хотели обнять – до тренинга «Умение говорить «нет» он не знал, как отказывать. Лёша захотел работать в банке после экскурсии по Сбербанку – не только из-за внешнего вида и заработной платы, но и из-за их внутренней политики. И решил поступать на «Экономику в строительстве», чтобы и в банк можно было пойти, и на стройку, в качестве запасного варианта, - рассказывает Надежда Салынская. - Андрей стал в разы спокойнее, научился управлять эмоциями – просто от того, что почувствовал себя интересным и важным благодаря индивидуальной работе вожатых. Дима решил поступать в военную академию в Москву, а не в Смоленский железнодорожный колледж, который на самом деле не очень его интересовал. Эти результаты важны, но, когда дети оказываются без поддержки в учреждении, многое может сойти на «нет». Важно, чтобы ребенку не обрубили крылья, не отняли мечту. Каникулярная программа – только часть комплексной работы фонда, и вне каникул дети также получают полную поддержку – это репетиторы по необходимым предметам, психологи, регулярные творческие занятия в кружках, подбор наставников».
В программах участвует 20-30 детей из двух подшефных учреждений.
Вожатых на данный момент 15, а в каждой программе участвует 5-7 вожатых.

"Дети Петербурга"

Уроки общения
"Дети Петербурга" - волонтерская организация, помогающая детям трудовых мигрантов и беженцев и организующая культурно-просветительские программы для детей и молодёжи. Основное направление деятельности - обучение детей русскому языку
В прошлом году подопечные "Детей Петербурга" участвовали в летнем городском лагере вместе с юными артистами "Упсала-цирка". Весной организация провела собственный весенний городской лагерь, который длился несколько дней, а теперь устраивает месячный летний лагерь. На помощь "Детям Петербурга" снова пришел "Упсала-цирк", предоставив свою территорию. Ребята от 5 до 15 лет объединены в пять отрядов по возрасту. В каждом отряде примерно десять человек и два вожатых.

В лагере дети находятся с 12 до 18 часов. Они занимаются русским языком, спортом, вместе с цирковыми тренерами учатся прыгать на батуте, играют в настольные игры, изучают окружающий мир. В плотном расписании нашлось время и для форум-театра: ребята ставят короткие сценки, в которых есть угнетаемый герой и угнетатель, и обсуждают возможные пути решения конфликта между персонажами.

Лагерь для "Детей Петербурга" - уникальный формат, который помогает привлекать к занятиям не только постоянных волонтеров проекта, но и других специалистов - тренера форум-театра, цирковых тренеров, педагогов.

Главные задачи лагеря - интеграция детей, расширение их кругозора и повышение уровня знания русского языка. Большинство ребят раньше никогда не бывали в лагере, около половины еще не ходят в школу, так что для них это возможность научиться общению в коллективе.

Интерес к лагерю оказался гораздо выше, чем предполагали организаторы: вместо ожидаемых 30-35 человек участвовать в нем захотели более полусотни. В основном это постоянные ученики волонтеров проекта. Информация о лагере распространялась быстро, в режиме "сарафанного радио".

Фермерские магазины снабжают лагерь продуктами, другие расходы помогают оплачивать партнеры и дружественные благотворительные организации.
"ПЕРСПЕКТИВЫ"
Опыт самостоятельной жизни
"Перспективы" - благотворительная общественная организация, поддерживает детей с тяжелой инвалидностью в Детском доме интерната №4 в Павловске, молодых людей с инвалидностью в Психоневрологическом интернате №3 в Петергофе и семьи, в которых растут такие дети
Помимо занятий, ребят ждут прогулки, возможность побыть на природе, собирать ягоды в лесу - досуг, привычный для людей без серьезных проблем со здоровьем, и практически недоступный ребятам с инвалидностью без помощи "Перспектив".
Лагерь для детей и молодых людей с тяжелой инвалидностью из семей Петербурга организация проводит с 2003 года. Ребята живут в палатках на берегу Финского залива. Смены (их две) длятся по 8-10 дней. Этим летом в лагере отдохнули 20 человек. Все они отправляются в поездку без родителей - ребята получают новые впечатления, новый опыт самостоятельной жизни, а родители - возможность немного отдохнуть от круглосуточной заботы о ребенке.

В лагерь едут специалисты, каждый из которых проводит свой творческий мастер-класс, сопровождающие - по одному взрослому на одного ребенка, координатор, который отвечает за организацию работы лагеря, и сотрудники, которые помогают справиться с бытовыми нуждами - всего 14 человек на каждую смену.

Сборы на лагерь проводятся отдельно. Последние два года финансирование полностью покрывается частными благотворителями и грантами.
Помимо летнего лагеря для детей и молодежи из семей, «Перспективы» вот уже 15 лет устраивают пятидневные выезды на природу для взрослых из психоневрологического интерната в Петергофе. С каждым подопечным едет сопровождающий - сотрудник или волонтер "Перспектив". Оплачивать выезды помогают частные жертвователи. Многие из них узнают о проекте благодаря эфирам на радиостанции "Град Петров".
Участники поездки сами могут выбрать, куда отправиться - на турбазу «Юность» в поселке Лосево, в один из монастырей Ленобласти или в другой город, например, в Великий Новгород. Если выбор пал на другой город, подопечные представляют на местной выставке или ярмарке свои работы, которые они сделали в мастерских или в арт-студии "Перспектив" в интернате. Средства, вырученные на ярмарке, позволяют покрыть часть расходов на поездку.




«Было здорово гулять по берегу с колясками. Мы ходили вдоль берега туда и обратно очень часто, одни и с компанией, разговаривая или молча, слушая волны, под палящим солнцем и в хмурый последождевой день. К концу лагеря я поняла, что очень привязалась к Илье и подружилась с ним. Мне нравилось укладывать его вечером, накрывая двумя спальниками, чтобы не замёрз, нравилось будить. Услышав мой голос, он выглядывал из-под одеяла, смотрел и снова накрывался с головой. Когда родители приехали его забирать, отец поднял его на руки, покружил и крикнул: «Валим отсюда!», а Илья смеялся. И у него был обгоревший от солнца и костра нос».
Эльвира Р., волонтер
центр "Пространство общения"
"Это всем важно"
Семейный интегративный лагерь центра "Пространство общения" в этом году проходил в Подмосковье в конце июня. В этом году у нас лагерь был небольшой - всего 42 человек на неделю, обычно бывает 60 человек на 10-12 дней.
Летний лагерь "Пространство общения"
В лагерь поехали семьи, чьи дети с нарушениями развития посещают занятия в Центре "Пространство общения" в течение года. Для ребят это интенсивная программа обучения ( навыкам повседневной жизни: коммуникации, социальным навыкам, бытовым, навыкам самообслуживания и т.д.), а также опыт (эмоциональный, сенсорный, социальный и всякий другой). "Конечно, это все называется такими умными словами, но на деле все специфические задачи и занятия вплетены в обычные дела, игры, летние активности", - рассказывает Ирина Долотова.
В лагере происходит важное общение между семьями с маленькими детьми и уже со взрослыми ребятами, так как в лагерь едут дети самых разных возрастов: есть маленькие дети , дошкольники, подростки и уже взрослые 20-летние ребята. "Нам важно, чтобы в лагерь по возможности смогла поехать вся семья, а не только особый ребенок с мамой, - добавляет Ирина. - Братьям, сестрам тоже очень важно".
Также в программе обязательно есть для родителей группа психологической поддержки.

"Солнышко в ладошках"
Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках» православной службы «Милосердие» каждое лето с 2011 года работает в Севастополе. Проект действует с мая по сентябрь.

Несколько смен детей-инвалидов с родителями приезжают в лагерь за полезным развивающим отдыхом. Здесь с ребятами регулярно проводят занятия специалисты по социально-бытовой реабилитации, музыке, эрготерапии. Две или три недели, пока они находятся в центре, их сопровождают добровольцы службы «Милосердие».
В центре отдыхают дети с такими заболеваниями, как ДЦП, мукополисахаридоз, а также воспитанники из детских домов-интернатов, многодетные и малоимущие семьи. За смену в центре отдыхает примерно 8-10 детей с родителями. Добровольцы помогают мамам присматривать за детьми, добираться до пляжа и обратно, ездить на экскурсии, помогают педагогам проводить развивающие занятия с ребятами, организуют спектакли и праздничные концерты с детьми и родителями.
Такие поездки дают возможность тяжелобольным детям развиваться, учиться и жить так же интересно, как их сверстники. Ребята занимаются арт-терапией и музыкой, купаются в море, находят новых друзей, катаются на катере, ездят на экскурсии. Для родителей особых детей это долгожданная возможность насладится настоящим морским отдыхом.

"Давай поговорим"
Интегративный лагерь фонда "Каждый" объединил ребят с инвалидностью и обычных подростков. Всего в лагере собралось 35 участников.
Дата проведения: 9-23 июля 2017 года.

Идея проекта фонда "Каждый" состоит в том, что здоровые подростки сопровождают участников с двигательными ограничениями, которые получают возможность без родителей отдохнуть в адаптированном загородном центре.
Программа события была посвящена теме «Давай поговорим». Ежедневно психологи проводили беседы, игры и кинопросмотры о трудностях в общении, личных границах, чувствах обиды, одиночества, стеснении.
Еще в лагере проходили мастер-классы по декору и фотографии, фотосессия, прогулки на ферму, конкурсы, танцы на колясках и вечерние посиделки у костра.
В конце смены ребята представили творческие проекты, которые самостоятельно готовили на протяжении лагеря. Одна группа представила собственный фильм о сложностях живого общения.

«С первого и до последнего дня я находила единомышленников, абсолютно разноплановых, но чем-то очень близких лично для меня. Я была в восторге от новых знакомств, а люди, которых я уже знала, не переставали меня удивлять, раскрывались с другой стороны. Порой и я сама себя удивляла, осмеливаясь на некоторые вещи (игра в Го, безудержные танцы, проект, цыганочка и озеро)».
Ольга Куцоба, одна из участниц лагеря
"Это дорога к пониманию"
С 1 по 23 июля в Псковской области прошёл ежегодных волонтерский лагерь центра "Вверх" при Бельско-Устьенском детском доме с особенностями развития. Саша Натарова, директор Волонтерского лагеря Центра равных возможностей "Вверх", рассказала о жизни в лагере и четырех важных углах четырехугольника.
Вот только-только волонтеры собирались в одном из кабинетов московского Центра «Вверх» обсудить предстоящую поездку, как уже одна за другой пролетели первая, вторая и третья недели лагеря. Пока обрабатываются фото и видео, готовятся отчёты и формулируются впечатления участников, снова наступает время неновых вопросов: зачем, для кого и чего проводится лагерь? Кто его участники? Что дальше?

Для образа можно представить себе четырёхугольник, где каждая вершина - участник, а стороны - взаимодействие, как в одну, так и в другую сторону. В идеале, в балансе все вершины и стороны равнозначны и важны. Итак, одна из вершин - это воспитанники детского дома. Дети от 6 до 17 лет. А также старшие ребята - отделение молодых инвалидов (ОМИ) - юноши и девушки от 18 до 27. Около 60 человек. Все с разными судьбами и разными возможностями. Что даёт им лагерь? Социализацию и внимание к личности. Иногда раскрывает их возможности с неожиданной стороны. Ребята учатся в общении с новыми для них людьми, впитывают ощущения и информацию, теперь и они учатся делится тем, что знают, умеют, могут, что даёт толчок к развитию.

Вершина 2. Волонтеры центра Вверх. Границы возрастов размываются с каждым годом - это уже не условные 18-35, теперь охват от 15 до 40 и не только. География также непостоянна, за исключением местной локации (хотя и это изменяемо). Не хватит строк и времени перечислить все их профессии и умения. Что даёт лагерь волонтерам, а они ему и детям? Социализацию и внимание к личности. Иногда раскрывает их возможности с неожиданной стороны. Волонтеры делятся своими вниманием и знаниями, сталкиваются с непривычными для них ситуациями (для каждого она своя), придумывают и воплощают идеи в сжатые сроки. Лагерь для них - концентрированная площадка для проверки и раскрытия своих возможностей, когда ты делаешь больше, важнее и интереснее, чем ожидаешь от себя самого. Когда рискуешь, боишься, но делишься своими внутренними силами, а на видимый мгновенный результат не стоит рассчитывать. В итоге, всё тот же толчок к развитию. Неожиданно?).

Вершины 3 и 4: детский дом и центр Вверх. Годы взаимодействия и сотрудничества. Забота о подопечных и их будущем. Коллектив и условия труда и отдыха, которые пока что "не благодаря, а вопреки". Финансирование. Перспективы роста и дальнейшего развития и или их туманность. Взаимодействие с государством и обществом. День за днем видимый и невидимый труд.

Все вершины - непосредственные участники лагеря. Ежедневное общение, постоянный контакт. Не всегда всё бывает гладко. Бывают травмы, горький опыт, конфликты. Это тоже развитие, диалог и дорога к пониманию.

Но есть ещё один косвенный участник в этом взаимодействии - Общество. Начиная от самой деревни Бельское Устье и местных жителей, на лужайках которых волонтеры ставят и записывают танцы, продолжая городом Порхов, где жд-станция и начало начал, где самые неорганизованные и внезапные пробегают километры по этажам поликлиники, заканчивая срочно оформлять медкнижки, или скупают материалы для декораций по строймагазинам. И по соцсетям и рассказам участников о лагере и детском доме узнаем и мы с вами. И проявляем свои внимание и участие или не проявляем".

фото Полина Быконя



Образовательный кампус «Мир Будущего» фонда «Арифметика добра»
В подмосковном лагере «Бауманец» проходил лагерь для 160 подопечных фонда. Основная задача образовательной программы - развитие социально значимых качеств личности, все то, что так необходимо для жизнестойкости детей-участников программы «Шанс». Разделившись на команды, дети соревновались в рамках пяти лабораторий: развитие интеллекта, физическое развитие, искусство и творчество, ораторское искусство и дипломатия, финансовая грамотность. Ежедневно отряды меняли лабораторию – так каждый смог проявить себя в разных сферах.
Лагерь «Под знаком Муми-троллей»
ПОД ЗНАКОМ МУМИ-ТРОЛЛЕЙ

Общественная организация «Ковчег» уже четвертый год организует летние семейные инклюзивные лагеря, считая принцип инклюзии важнейшим для детей с особенностями развития. Вот и в этом году в лагерь отправились и дети с аутизмом и ДЦП, и их обычные сверстники. За лето в лагере отдыхает 40 детей.

«У нас необычный лагерь – мы назвали его «Под знаком Муми-троллей». Писательница Туве Янссон, придумавшая этого героя, писала: «Одинаково важно знать две вещи – как быть одному и как быть с другими».

«А еще Муми-тролль иногда зажмуривался, пугаясь странностей окружающего мира. Мы хотим, чтобы наши дети не зажмуривались, этому призван помочь лагерь»,
Юлия Саяпина, координатор проектов РООИ «Ковчег».
"старость в радость"
Волонтерские летние лагеря фонда «Старость в радость»
Весной-летом 2017 года прошли 5 волонтерских лагерей фонда «Старость в радость». В течение смены (от двух дней до двух недель) волонтеры помогают cотрудникам фонда делать косметический ремонт в комнатах, где живут бабушки и дедушки, и обустраивать прилегающую территорию.
Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»
В лагерь, проходящий в Геленджике на базе санатория Всероссийского общества слепых «Солнечный берег», приехали специалисты из голландского центра помощи слепоглухим людям «Кенталис». Участники школы получили возможность освоить в теории и на практике средства дополнительной и альтернативной коммуникации со слепоглухими людьми.

По окончании программы слушателям выдается сертификат о прохождении курсов повышения квалификации. На обучение в Летнюю школу приезжают коррекционные педагоги-психологи из различных центров и педагогических вузов. Ведь важна ранняя диагностика детей с тяжелыми сенсорными нарушениями и психологическая работа с семьями.

"Ждём приглашения из Голливуда!"
АНО "Дети" и благотворительный фонд Константина Хабенского отправляют своих подопечных в детские реабилитационные лагеря с 2006 года. На данный момент для детей после лечения - это единственная возможность посетить детский лагерь, поскольку в обычных лагерях обязательным условием является отсутствие онкологических заболеваний. В этом году в детском лагере, организованном АНО "Дети", побывали 15 подопечных фонда Хабенского.
Основные задачи лагеря - оздоровительный отдых, психолого-социальная реабилитация. В лагерь принимаются дети от 6 до 18 лет, закончившие основное лечение, и их родные братья и сестры (сиблинги).
Лагерная программа проводится два раза в год в дни школьных каникул (10-дневная зимняя смена — 25-30 детей и 21-дневная летняя — 50-60 детей), для этого выбирают санаторий или дом отдыха, учитывая несколько критериев: хорошая экология, комфортные бытовые условия (обустроенные комнаты на 2-3 детей с отдельным санузлом и душевой), полноценное питание с возможностью выбора блюд (шведский стол), предоставление дополнительных помещений для реализации реабилитационной программы. Вместе с детьми в лагерь едет подготовленная команда воспитателей, педагогов, арт-терапевта, психологов, детского врача-онколога.
Важной особенностью лагерной программы стало то, что лагерь принимает сиблингов, которые не меньше, чем их болевшие братья и сестры, нуждаются в реабилитации.

Отзывы подопечных Благотворительного Фонда Константина Хабенского :

Аня Парахина: «Лагерь — это дом творчества и дружбы. Место, где можно раскрыть свои способности и найти новых друзей. А еще это место, где сбываются мечты. Например, в детстве я мечтала научиться стрелять из лука. На летней смене мне выпал такой шанс, и я использовала его на все 100%! Попала не только в десятку, но и в яблочко».



Захар Овсянников: «Больше всего мне понравилось снимать фильм с режиссёром, актёром и каскадёром Андреем Трояном. Мы сами снимали и монтировали фильм. Теперь мама смеётся: "Ждём приглашения из Голливуда!"».

Рената Байбекова: «За время, проведенное в лагере, я многому научилась. Помню, как я лепила обезьянку из пластилина, делала настоящие значки, а еще осваивала технику декупажа на стекле».
Захар Митин: «Когда я только приехал, то никого не знал и был очень скромным. Но вожатые познакомили меня с соседями по комнате, и мы сдружились. Потом я подружился и с остальными».

Аня Парахина: «Как-то раз мы ходили в лес, разводили костёр, жарили сосиски и пили вкусный чай. Вечером расселись у костра и пели походные песни. Было очень здорово».


Над проектом работали

Авторы — Лариса Ежихина, Ива Остистая, Нина Фрейман, Дмитрий Хазиев
Фотографии предоставлены пресс-службами благотворительных организаций
Made on
Tilda