Системная помощь
спецпроект журнала "филантроп" и фонда "каф"
4 успешных примера, как развиваются некоммерческие организации в регионах России
Чтобы НКО успешно развивались, необходима системная и организационная помощь. Особенно это актуально для регионов, где инфраструктура менее развита. Именно для этого и нужна благотворительная программа «Укрепление НКО», которая реализуется CAF Россия при поддержке Посольства Великобритании в Москве. Цель этой партнерской Программы – укрепить потенциал некоммерческих организаций, работающих в сфере развития гражданского общества и соблюдения социальных и экономических прав граждан.
Программа поддерживает разные направления, в том числе НКО, которые занимаются организационным развитием и инфраструктурной поддержкой НКО.
В спецпроекте "Филантропа" 4 таких примера - Городской Благотворительный "Фонд Тольятти", Центр устойчивого развития Псковской области, Некоммерческое партнерство «Альянс фондов местных сообществ в Пермском крае, «Архангельский Центр социальных технологий «Гарант».
Тольятти
Фонд Тольятти - первый в России Фонд местного сообщества, был учрежден 19 марта 1998 года.
Основной целью фонда является предоставление на конкурсной основе целевых безвозмездных пожертвований на осуществление социально значимых для города проектов.
Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» является первым российским фондом, который ввел практику конкурсного финансирования некоммерческих проектов на территории присутствия.
Фонд всегда был ресурсным центром для НКО, объединял бизнес, власть, СМИ и жителей города участием в благотворительности. В настоящий момент фонд создал «Центр компетенции НКО». Мы уверены, что наша деятельность приносит пользу людям. А создание условий для развития некоммерческого сектора и взаимодействия трех секторов общества- это инвестиции в настоящее и будущее гражданского общества.
Борис Цирюльников
"Нам важно быть рядом с теми, кто разделяет ценности фонда и чья философия близка принципам филантропии. Это не значит, что мы не общаемся с теми, кто не разделяет наши взгляды . Технология деятельности фонда такова, что позволяет донести до каждого гражданина ценности благотворительности , предоставить каждому возможность осуществить свои самые благие намерения в развитии территории присутствия и попробовать улучшить качество жизни".


В 2004-го
года
стартовала конкурсная программа фонда «Делать Добро Вместе»
1 млн участников
приняли участие в программе за это время
25 млн рублей
направлено на благотворительность.

«Фонд Тольятти» на постоянной основе реализует более 20 программ, ДНК бренда «Фонд Тольятти» являются конкурсы социальных проектов.

Цель конкурсов - выявление и поддержка лучших проектов некоммерческих организаций, направленных на создание условий для решения социально значимых проблем общества или отдельных социальных групп общества г.о. Тольятти

Технология деятельности фонда такова, что позволяет донести до каждого гражданина ценности благотворительности , предоставить каждому возможность осуществить свои самые благие намерения в развитии территории присутствия и попробовать улучшить качество жизни.

Особенно это касается программы «Делать Добро Вместе».

Задачи программы:

  • Развитие корпоративной культуры благотворительности среди работников организаций города.

  • Формирование в трудовых коллективах положительного отношения к благотворительной деятельности, направленной на решение социально-значимых проблем.

  • Привлечение частных лиц к благотворительной деятельности.

  • Поддержка деятельности некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты.

В приближение к человеку- участник данной программы является членом коллектива предприятия, организации и он чувствует свою сопричастность к территории проживания. Этот человек хочет оставить свой неповторимый добрый след в жизни. Алгоритм программы позволяет выяснить, какой же добрый поступок хочет совершить человек, кому помочь, к чему лежит его душа. У участника программы есть выбор. Кроме того , ему предоставляется возможность поучаствовать в мероприятиях организации , на которую он делает пожертвование, ему и его семье можно воспользоваться услугами НКО, а также проконтролировать целевое использование своего благотворительного пожертвования.

С 2004 года в программе более 1 млн участников и более 25млн рублей направлено на благотворительность.

«Наш лес».

Цель программы: восстановление и сохранение леса, воспитание правильного отношения к лесу.

Это одна из двух программ фонда, для поддержки которой не нужно никого агитировать. После лесных пожаров , начиная с 2011 года, жители сами обращаются в Фонд, чтобы сделать пожертвование на восстановление леса и участвовать в посадках. Это касается как жителей, так и организаций. Всего с 2011 года по программе ГБФ «Фонд Тольятти» «Наш лес» посажено 66,7 гектаров леса. Более 15 000 добровольцев от 3 лет и до… участвуют в посадках леса , прополках , поливе. Желающих становится с каждым годом все больше. В 2017 году посажено 15,2 гектара. Весной 2018 года состоятся посадки леса на 22 гектарах. В 2017 году помогают восстанавливать лес жители со всех уголков России через платформу «Маракуя».

В общем – это «всенародная программа».

И второй такой программой является программа «Во имя жизни»

Благотворительная программа "Тематический фонд "Во имя жизни" создана в Фонде Тольятти в 2004 году с целью оказания оперативной и адресной финансовой поддержки физическим лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных катастроф и других тяжелых внешних воздействий на территории г.о. Тольятти, а также на необходимую оперативную помощь по медицинским показаниям.

В фонд обращаются жители всех возрастов, профессий, разного социального статуса бизнесмены, учителя - пенсионеры, школьники, а также организации, предприятия , которые готовы помочь. Делают пожертвования на лечение, на поездки до места лечения, на лекарства , на реабилитационное оборудование и т.д.

Проконтролировать целевое использование средств они могут через сайт фонда .


«Живой фандрайзинг» в России
Формат «живого фандрайзинга», который называют также благотворительными кругами, широко применяется в Европе. Первым официально зарегистрированным открытым кругом благотворителей стал The Funding Network (TFN). Это случилось в 2002 году, с тех пор круги TFN существуют уже в 13 странах мира. В этом году «живой фандрайзинг» пришел в Россию, первый благотворительный круг собрался в Тольятти 20 марта.


По сути «живой фандрайзинг» — нетворкинг, сопровождающийся формальным мероприятием. Организаторы события приглашают всех в какое-то интересное, необычное место и создают условия для непринужденного общения гостей. Потом представители благотворительных проектов презентуют их перед собравшимся и желающие могут их поддержать.
Первый благотворительный круг в Тольятти

Первые событие в формате «Живого фандрайзинга» было приурочено к двадцатилетию фонда «Тольятти» — первого зарегистрированного в России фонда местных сообществ. Один из учредителей «Тольятти» фонд CAF, который как раз и помогал фонду перенести опыт благотворительных кругов на российскую почву.

Место проведения — ресторан «Огни Жигулей» — в целом соответствует требованиям формата. Новый зал, с террасой и видом на главные достопримечательности города — Волгу и Жигулевскую возвышенность. Многие гости признавались, что побывали здесь впервые и вообще узнали об этом месте только из анонсов организаторов.

Первый проект «Мир спорта для людей разных возможностей» от АНО Центр иппотерапии «Живой Мир» представляла Ирина Рамаева. Задача — построить возле тренировочной арены детскую инклюзивную площадку, с тренажерами, доступными для детей с инвалидностью. «Занятие иппотерапией с ребенком длится 30 минут, ради которых родители приезжают со всех концов города. Порой дорога занимает больше времени, чем длится само занятие», — говорит Ирина. Если бы возле центра была площадка, где родители с детьми могли провести время и позаниматься спортом с педагогом-реабилитологом, это могло бы стать дополнительным способом реабилитации для детей и социализации для семьи в целом. На возведение площадки требуется 463300 рублей, а также нужна административная помощь — земля, на которой будет строиться площадка, принадлежит муниципалитету, что влечет за собой множество бюрократических сложностей.

По итогам «Мир спорта для людей разных возможностей» получил 65 тысяч рублей пожертвований, присутствовавшие депутаты пообещали помочь во взаимодействии с администрацией города, а столичные гости оказались готовы поделиться своим опытом строительства таких площадок в Москве.

Про второй проект «Центр социальной активности «Мїръ» от фонда «Добрый город» рассказывала Яна Хорсоженко. Докладчица явно волновалась, в чем и сама призналась гостям. Идея проекта — создать в городе благотворительный магазин и развивать центр социальной активности.

Сейчас этот центр принимает от жителей города ненужные вещи, сортирует их и отправляет на переработку. В перспективе вещи в хорошем состоянии можно было бы раздавать за пожертвование в благотворительном магазине. А часть вещей могут стать сырьем для поделок и хенд-мейда, которые будут продаваться в благотворительном магазине и создаваться тут же в центре. Для этого планируется открыть ткацкие курсы. Кроме того, главную целевую аудиторию центра, пенсионеров, будут учить ориентировать в современном информационном и технологическом мире: как пользоваться гаджетами и, например, интернет-банкингом. Еще один потенциальный вид социального бизнеса такого центра услуга «Бабушка на час».«Центр социальной активности «Мїръ» просил в общей сложности 30 тысяч рублей: 8 тысяч на ткацкий станок, 15 тыс. руб на резак по одежде и 7 тыс руб на парогенератор, чтобы обрабатывать одежду перед продажей. А получили 49 тысяч и рекламный контракт для продвижения магазина в придачу. Проект поддержали в основном гости-предприниматели, из обсуждения стало что социальный бизнес воспринимается все же как бизнес, а пожертвование скорее как венчурная инвестицию.


Третьим был «Водолей», проект от «Молодёжного Банка Тольятти» по созданию альтернативного типа водородного двигателя. Докладчика было два Сергей Соков и Роман Грачев. Их выступление было, пожалуй, самым ярким, но они не уложились в регламент и не дошли до главного — сколько денег и на что им потребуется. Да и говорить в автомобильной столице про новый тип двигателя — не самая простая задача. К докладчикам было много технических вопросов от гостей-экспертов. В итоге «Водолей» не получил никакой финансовой поддержки, но некоторые гости увидели в этом бизнес потенциал и пообещали познакомить докладчиков не с донорами, а именно с инвесторами. В этом году благотворительные круги пройдут еще в нескольких городах России. Уже известно, что форматом заинтересовались в Пензенском фонде местных сообществ «Гражданский союз»
Как проходят благотворительные круги


  • Есть четыре благотворительные организации и у каждой по 6 минут на выступление

  • После каждой презентации 6 минут на вопросы из зала

  • Затем благотворители покидают зал и начинается обсуждение проектов и сбор средств

  • Обсуждение и сбор проектов модерируется организаторами. Сначала высказываются в поддержку первого проекта, затем второго и так далее.

  • Поддержать проект можно не только деньгами — можно предложить свои услуги как консультанта, партнера, волонтера или поддержать любыми другими ресурсами.

  • Сумма пожертвований фиксируется отображается на мониторах онлайн. Чтобы пожертвовать деньги нужно поднять руку, назвать имя и сумму, информация добавляется таблицу и на мониторе онлайн отображается изменение итоговой суммы сбора в пользу проекта.

  • Гость заполняет анкету пожертвования

  • После того, как обсудили все проекты и все желающие их поддержали в зал вновь приглашаются их представители.

  • Озвучивается сумма сборов на каждый проект и общая собранная сумма.

Все гости возвращаются к непринужденному общению между собой, а в это время организаторы собирают взносы у жертвователей. Благотворительные круги это способ поиска финансирования в первую очередь для фондов местных сообществ. Цель «живого фандрайзинга» — объединить людей различного достатка и предоставить им возможность влиять на вопросы, которыми они обеспокоены, объединяя свои средства, обучаясь и получая в процессе этого удовольствие.

Шесть задач организатора «Живого фандрайзинга»

  1. Выбрать проекты для презентации. Важно соблюдать прозрачность отборочного процесса и прозрачность критериев. Например, одно из важных требований в TFN — у проектов должна быть одинаковая финансовая цель, то есть сумма желаемых сборов должна совпадать. В TFN, например, это 6 тысяч фунтов.

  2. Подготовить благотворительные организации к мероприятию. Помощь в подготовке презентации, которая должна уложиться в 6 минут, при этом представить организацию, проект, рассказать о том, сколько денег ей нужно и куда они будут направлены и к каким изменениям приведут. В итоге должно получиться выступление в стиле TED Talk — яркое, естественное и содержательное.

  3. Организовать само событие. Найти интересное место, которое хотели бы посетить люди — новый отель, картинная галерея, общественное здание, куда обычно трудно попасть. Важно при этом минимизировать затраты на его проведение, например, найти спонсора. А также подготовить зал, распределить роли, напечатать материалы для гостей и тому подобное.

  4. Подготовить публику. Это одна из самых сложных и нетривиальных задач. Гостей лучше приглашать используя собственные связи или сети благотворительных организаций, которые будут выступать. Нужно помнить, что один из принципов благотворительных кругов — открытость. Тут нет ограничений по достатку или социальному статусу и нет никаких входных билетов или обязательных минимальных взносов.

  5. Сбор пожертвований. Сборщик объясняет гостям правила проведения и модерирует обсуждение и процесс сбора средств, следит за соблюдением регламента. Его участие также должно быть естественным, содержательным и при этом ярким.

Пост-сопровождение события. Оформить пожертвования, установить контакты между гостями и благотворителями и обязательно через год предоставить отчет об изменениях, которые произошли благодаря участию в благотворительных кругах.
Пермь
Фонд поддержки социальных инициатив «Содействие»
Фонд создан в феврале 2005 года.
Фонд проводит целый ряд программ, направленных на развитие гражданской инициативы на селе. В их числе конкурс «Деревенька моя», а так же ежегодные межтерриториальные конкурсы социальных проектов, деревни и села через развитие местного бизнеса, укрепления общины, увеличения и улучшения качества социальных услуг. Фонд поддерживает прямую связь с людьми села, мобильно реагируя на их заботы и нужды, проводя программы, направленные на решение наиболее остро стоящих социальных проблем.
Нина Самарина
"Фонд местного сообщества работает со всеми категориями населения - от детей до поддержки одиноких пожилых людей. И люди, и чиновники, местные власти постепенно начинают понимать возможности такой организации. Так что я уверена, что за ФМС – будущее сектора НКО на муниципальном уровне"
"Не гнаться за любыми деньгами, а следовать своей миссии"
В Перми с 22 по 24 марта проходила Пятая межрегиональная Школа фондов местных сообществ. В её работе приняли участие представители СОНКО Приволжского и Сибирского федеральных округов - из Красноярского края, Иркутской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Ульяновской областей, из Башкирии и Удмуртии, городов и сел Пермского края.
Председатель Альянса фондов местных сообществ Пермского края и президент фонда «Содействие» Нина Николаевна Cамарина рассказала «Филантропу» о том, что школа дает фондам местных сообществ, почему деньги в работе – не главное и как завоевать доверие.
В конце марта у вас прошла уже пятая школа Фондов местных сообществ? Что было интересного в этот раз?
Читать далее...
- У этой школе была задача посмотреть на перспективу развития, стратегическое планирование. Мы обсуждали не только повседневные вопросы, которые возникают во время работы, но и будущее – чтобы понимать, что мы, где мы и куда мы идем. На школе были сессии, где представили новые подходы к финансовой устойчивости организации от В.И. Бахмина, про эндаументы, про краудфандинг. Эти перспективные механизмы, которые могут помочь в работе. Людмила Владыко провела сессию о социальном предпринимательстве – как выращивать социальных предпринимателей, как им взаимодействовать с НКО, где есть социальные услуги. Мы попытались посмотреть на развитие волонтерства – где есть возможные точки привлечения разного рода добровольцев, pro bono волонтеров. Отдельно мы поговорили про оценку эффективности программ. В рамках 4-й школы к нам приезжал известный исследователь Барри Найт, с которым мы тогда впервые познакомились, много общались, и обсуждали возможные новые подходы к оценке социальной эффективности деятельности фондов. На Пятой Школе эта работа уже принимает конкретные шаги к реализации. Теперь 9 фондов-участников будут оценивать свою деятельность по разработанным индикаторам, которые мы составили. Среди этих организаций - Фонд местного сообщества г. Чайковский, фонд из Иркутской области " Новый Ангарск", ФПСИ «Содействие» Пермского края, Фонд развития г.Уфа, фонд из г.Кирова "Вятская Соборность", фонд "Добрый Псков", фонд "Мельница" из Карелии и др. На школе было несколько инициативных групп из разных регионов России, которые планируют создать и развивать свои фонды местных сообществ, и им эта работа также будет полезна. Число новых фондов растет, особенно в малых городах и сельских территориях. С момента проведения первой школы в январе 2016 года, где принимали участие инициативные группы, появились полноправные фонды – это фонд Сывленского сельского поселения, фонд Култаевского сельского поселения в Пермском крае и другие. На Пятую Школу, благодаря фонду КАФ, были приглашены наши друзья из Альянса фондов местных сообществ Болгарии, из города Стара Загора. Было интересно послушать про их опыт работы тоже.

- Как в принципе сейчас развиваются фонды местных сообществ?

- Это очень актуальная технология, очень востребованная на малых и сельских территориях, где люди знают и доверяют друг другу. Если раньше в истории развития ФМС в России была тенденция создать большой фонд, привлечь промышленников и бизнес к работе, то сейчас более актуальны небольшие фонды, которые работают на локальной территории, поддерживают местные инициативы местными ресурсами. На муниципальном, сельском уровне практически нет НКО, хотя такие организации нужны. Они должны представлять интересы жителей территории. Фонд местного сообщества работает со всеми категориями населения - от детей до поддержки одиноких пожилых людей. И люди, и чиновники, местные власти постепенно начинают понимать возможности такой организации. Так что я уверена, что за ФМС – будущее сектора НКО на муниципальном уровне.

- Как строится работа вашего фонда? Какие у вас основные проекты?

- Мы сейчас активно работаем с ветеранскими организациями, с районными центрами ветеранов, чтобы перенастроить их работу, предложить им участие в современных и нужных формах работы. Мы обратились к этой теме неслучайно. Изначально, когда фонд начинал работать в сельских районах края, у нас было много молодежных программ, детские конкурсы, молодежные проекты. Но жизнь показала, что люди, которых мы обучаем, настраиваем на активность, потом уезжают в Пермь, Москву, Петербург учиться и в большинстве не возвращаются. То есть получается, что мы делали вхолостую нашу работу. Конечно, мы все равно продолжаем работать с этой аудиторией. Но поняли, что ветераны никуда не денутся и что в них еще полно оптимизма и потенциала. И стали предлагать для их работы новые форматы – это и экологические мониторинги несанкционированных свалок, вырубки леса, проведение мероприятий по здоровье сбережению, конкурсы по независимой оценке деятельности учреждений социальной сферы "Народное признание", где определяются лучшие педагоги, воспитатели, медицинские работники, продавцы посредством анкетирования и опроса жителей.

- Сложно выживать фондам местных сообществ? Это ведь маленькие организации?

- Конечно, это маленькие организации. Хорошо, если у них есть бюджет на административные расходы, а то иногда это просто работа в фонде выполняется на добровольной основе. У многих нет больших программ, где можно заложить административные расходы. И несмотря на это фонды развиваются, становятся профессиональнее. Мы для них проводили конкурсы, победителям вручали оргтехнику, помогали создавать сайты или странички, консультировали. Сейчас хотя бы у них есть электронные адреса, мобильная связь, а раньше этого не было и общаться с ними было сложно. Основная сложность – уровень подготовки кадров, руководителей, понимание современных технологий. Большие сложности с финансированием, бизнеса почти нет на местном уровне, работать сложно. Надо подходить креативно, творчески, предлагать представителям местного бизнеса, фермерам становиться экспертами, работать по привлечению ресурсов других форм поддержки, уметь выживать в предлагаемых обстоятельствах.

Иждивенчество – тоже проблема, многие обращаются в фонды только за деньгами, дальше дело не идет, инициатив и предложений не достаточно мало. И в этом тоже ресурс для развития фондов на селе.

Открыть фонд – это большие риски, нужно обладать большой силой и желанием работать, искать союзников и партнеров.

- А кризис как влияет на развитие фондов местных сообществ?

- Кризис может быть помехой и проблемой для крупного бизнеса, но не для НКО. Для НКО, я считаю, никаких кризисов нет. Да, во время кризиса нужны более творческие, креативные решения, новые подходы. Для нас, для НКО, деньги – не самое главное. Главное – это идеи, проекты, которые должны быть проработаны так, чтобы заинтересовать людей и вызвать у них желание поддержать эту идею.

Где найти деньги? Я же не пойду кричать и искать их. Слово «деньги» надо произносить в последнюю очередь. Да, мы ищем ресурсы, но ищем их на какую-то важную интересную идею. И это самое главное. Надо найти эту идею, прописать проект, а уже к нему искать ресурсы. И все так складывается всегда. Если идея вам интересна, если она востребована в сообществе, то деньги найдутся без проблем.

- А ваш фонд за счет чего существует?

- У нас есть корпоративные пожертвования, многие наши партнеры с нами с самого основания, есть и частные пожертвования, и гранты. Мы оказывает и социальные услуги. У нас есть годовой финансовый план, который мы стараемся выполнять.

А волонтерство развито в регионе?

- Еще бы. У нас основная работа – как раз добровольческая, безвозмездная, многие люди сейчас и работают так. Сложнее с pro bono специалистами, надо воспитывать и крупные бизнесы, чтобы они работали со своими сотрудниками.

- Чем отличаются фонды местных сообществ от других НКО?

- Они универсальные, работают с самыми разными направлениями, отталкиваясь от потребностей людей. Благотворительные фонды оказывают адресную помощь, другие ведут образовательные программы, работают с молодежью. Основная задача фондов местных сообществ – чувствовать свою аудиторию, предвосхищать их потребности, работать на опережение. Но конечно, они не ставят себе глобальных задач по решению больших социальных проблем - ни сил, ни возможностей для этого нет у фондов. Потому что есть много проблем, решение которых зависит от многих обстоятельств – развития экономики, социального положения. Трудоустройство молодежи, например. Но там, где есть желание людей сделать жизнь лучше и человеческие ресурсы, - их важно научиться использовать и НКО и органам власти.

- А есть где учиться людям?

- Только на практике, больше негде. Да, много ресурсов, много онлайн-курсов, много источников информации. Но не хватает этого, пока сам через себя не пропустишь, пока не поймешь, какой результат и эффективность, нужно ли это тебе и людям, толка не будет.

- Насколько актуален в местных сообществах тема доверия, которая так часто обсуждается в больших городах?

Это абсолютно неактуальный вопрос для небольших фондов, которые работают в малых городах и сообществах. Если организация реально работает, если об программах организации пишут, если есть отчеты и сайт, соцсети, есть появляются статью в местной газете, которую читают и которой – что самое важное – доверяют – то вопрос доверия не стоит. Но конечно, доверие надо завоевать и беречь, нужно соответствовать ему. Вот для нас этот формат особенно актуальный – беречь доверие, которое было предоставлено авансом и подтверждено нашими делами. Не гнаться за любыми деньгами, а следовать своей миссии, делать реальные проекты, приносящие результаты, чтобы могли оценить люди и доверять.


- Как вам кажется, а отношение к благотворительности меняется? Больше людей участвует?

Думаю, речь вообще не должна идти о том, больше это или меньше помогают люди. Не количеством должны мы брать, а качеством. А мы любим говорить про цифры и проценты, но не в этом смыслы. Смыслы – в уровне эффективности проектов, в людях, которые к нам приходят и остаются с нами, которые прониклись идеями, в этих идеях, которые прорастают нравственными корнями в человеке. Все же в этом цель сектора, а не в количестве.

Псков
Центр устойчивого развития Псковской области – общественная, некоммерческая, неправительственная организация, создана в 2001 году.

Миссия - внедрение принципов устойчивого развития на территории Псковской области, а также помощь и подготовка конструктивного диалога между населением и властью для лучшего социально-экономического развития региона.

В ПсковГУ 28 марта состоялась конференция "Развитие общественного участия в управлении, контроле и развитии социально значимых услуг через работу попечительских советов».

Конференция с таким названием готовилась около полугода. Несколько раз организаторы собирали вместе представителей образования, социальной защиты, здравоохранения, некоммерческих организаций. Чтобы оценить роль и проблемы попечительских советов.

К организации конференции вместе с Центром устойчивого развития подключились областная общественная Палата, комитет здравоохранения, управления соцзащиты и образования. Постоянно держал руку на пульсе подготовки заведующий Центром гражданского образования областного института повышения квалификации работников образования Михаил Жихаревич. Свою лепту внесли известные эксперты - директор стипендиальных и грантовых программ «Рыбаков Фонд» (Москва) Наталия Тюшкевич и директор Центра социальных технологий «Гарант» (г. Архангельск) Марина Михайлова. Гости познакомили собравшихся с методиками оценки деятельности попечительских советов и механизмами привлечения ресурсов.

"Перед нами была цель оценить роль и проблемы попечительских советов,- рассказывает руководитель Центра устойчивого развития Псковской области и один из организаторов Семен Никонов.- В нашем регионе, например, лидером по числу попечительских советов является соцзащита, где 62 организации этой сферы из 122 имеют советы. А вот в здравоохранении они созданы только в двух из 118 учреждениях региона. Мы поставили цель рассказать о моделях эффективных попечительских советов и о вовлечении активных граждан в их деятельность. Кроме того, институт попечительства тесно связан с благотворительностью и иными формами общественного участия в управлении и развитии социально значимых услуг и зависит от состояния в целом социального капитала страны".



Семен Никонов
Программная работа
Несколько проектов Центра устойчивого развития Псковской области
Попечительские советы
Недавно Центр запустил проект по развитию попечительских советов для НКО и бюджетных учреждений. Его задача показать, что советы могут быть серьезным ресурсом для развития организации. Пока что данный ресурс недооценен. В некоторых НКО попечительские советы функционируют, но недостаточно эффективно. Также в Центре провели исследование по функционалу, моделям и формам попечительских советов в некоммерческом секторе.
Проект был запущен на средства гранта КАФ Россия.

Внутренние территории
Цель проекта - противостоять процессам спада на удаленных территориях посредством современных и инновационных подходов к пространственному развитию. Делать это нужно, даже если потенциальные возможности территории малы, или вовсе отсутствуют, где спад воспринимается тяжелее и длится давно. Необходимо выявлять, наиболее эффективно группировать и мобилизовывать имеющийся потенциал, который может привести к стабилизации, или даже некоторому росту - через установление связей и расширение сотрудничества с ближайшими "Центрами развития".


Архангельск
«Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» был создан осенью 1996 года как организация, способствующая развитию гражданского общества на территории Архангельской области.
За этот период была создана база данных по некоммерческим организациям Архангельской области, начала выходить газета для НКО «Северная корреспонденция», прошли первые встречи в Клубе лидеров НКО, начал работу ресурсный центр.
Миссия организации - содействие развитию социальной стабильности в регионе через координацию усилий различных организаций, внедрение инновационных подходов в решение проблем сообщества, создание благоприятных условий для развития некоммерческих организаций и общественных инициатив.

Вхождение в реестр поставщиков социальных услуг позволит НКО получать стабильный доход, который можно использовать для дальнейшего развития организации и расширения объемов услуг.
В Архангельске выпущено новое методическое пособие для социально ориентированных некоммерческих организаций Поморья. Об этом сообщили в Союзе общественных объединений инвалидов Архангельской области.

- Методическое пособие «НКО как поставщики социальных услуг» предназначено для тех общественных организаций, которые обдумывают или уже приняли решение о вступлении в государственный реестр поставщиков социальных услуг, - сообщила к.ю.н., координатор социального проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, Елена ШИНКАРЁВА. - Пособие содержит описание поэтапных действий по вступлению в реестр и организации работы в качестве поставщика социальных услуг. Рекомендации и советы разрабатывались на основе опыта работы социально ориентированных НКО инвалидов Архангельской области за 2015-2017 годы. Нормативные требования, определяющие порядок вступления в реестр, актуальны на февраль 2018 года, в соответствии с официально опубликованными актами федерального законодательства и нормативными правовыми актами Архангельской области».

- Для НКО инвалидов Поморья важно и необходимо войти в реестр поставщиков социальных услуг, - считает председатель Архангельской региональной организации ОООИ «Всероссийское общество глухих» Николай МЯКШИН. -Это, прежде всего, даст им финансовую устойчивость и стабильность в работе. Большинство НКО уже оказывают социальные услуги членам своих организаций. Для реализации своих проектов они используют как собственные ресурсы (в форме добровольческого труда сотрудников или активистов), так и ресурсы муниципалитетов, благотворителей и грантодателей. Однако, все эти ресурсные источники носят эпизодический характер и имеют длительные перерывы, что не лучшим образом отражается на работе НКО при оказании социальных услуг.

Преимуществом НКО, созданных инвалидами, перед другими некоммерческими и коммерческими организациями, стремящимися выйти на рынок соцуслуг, является наличие своих целевых групп граждан, нуждающихся в социальных услугах. Наши клиенты – это уже готовая клиентская база, они уже изначально с нами и готовы пройти достаточную сложную процедуру признания нуждаемости в социальном обслуживании, разработке ИПСУ, с указанием тех услуг, которые уже выполняют наши общественные организации.

Методическое пособие «НКО как поставщики социальных услуг» размещено на сайте «Гражданские инициативы» по ссылке.

Над проектом работали: Евгения Корытина, Александра Вакар, Дмитрий Хазиев, Ольга Павлова
Made on
Tilda